Исследование взаимосвязи сплоченности коллектива и отношения сотрудников к инновациям, страница 2

2.Исследование педагогических  целей  учителей.

3.Исследование педагогических   ценностей учителей.

4.Экспертные оценки.

Объектом исследования были коллективы учителей старших классов трех  школ г. Красноярска, включенные в систему  профильного обучения.

В качестве  педагогического нововведения нами была рассмотрена актуальная на сегодняшний день система профильного обучения.

Предметом исследования:  влияние  сплоченности  педагогического коллектива на отношение к профильному обучению.

Исследование состояло из трех этапов:

На первом этапе выявлялась степень сплоченности педагогических коллективов и, как уже было сказано,  подсчитывалась каждая ее составляющая.

 Первая составляющая, межличностные отношения, выявлялась с помощью «экспресс – методики» по изучению социально – психологического климата коллектива. Данная методика позволяет выявить эмоциональный компонент в межличностных отношениях.

Вторая составляющая, наличие общих ценностей, касающихся профессиональной педагогической деятельности, исследовалась   с помощью разработанной нами анкеты.

Нами был выделен список, состоящий из десяти возможных ценностей, связанных с  отношением к профессиональной деятельности. Испытуемым предлагалось проранжировать данный список по степени значимости. На основании  сравнения  проранжированных списков ценностей каждого из учителей, мы  предполагали сделать вывод о совпадении – несовпадении наиболее важных ценностей у коллектива педагогов.

Третья составляющая, наличие общих профессиональных целей, вычислялась с помощью также разработанной нами анкеты. Нами была составлена анкета, которая представляет собой список из  двадцати возможных  целей образования.  Из них  -  шесть целей традиционного  образования  и четырнадцать -  целей инновационного (предпрофильного и профильного) образования. Списки  целей  были  выделены согласно   мнению экспертов (МО).[26]

Таким образом, вычислив каждый компонент групповой сплоченности,  мы получили следующую картину:

Таблица №1

Общеобразовательные

Учреждения

Составляющие групповой сплоченности по А.В. Петровскому

Итог: степень сплоченности коллектива

Межличностные отношения (эмоциональный компонент)

Процент совпадений   целей

Процент совпадений ценностей

Школа  №142

Э= 0.8

82%

51%

Высокая

Школа №84

Э = 0.5

52%

33%

Средняя

Школа №48

Э = 0.35

37%

28%

Низкая

 В школе с наивысшей степенью сплоченности  величина эмоционального компонента, процент совпадения профессиональных целей и ценностей больше, чем в школе со средней степенью сплоченности. Соответственно в школе со средней степенью сплоченности величина эмоционального компонента, процент совпадения профессиональных целей и ценностей больше, чем в школе с низкой степенью сплоченности. (см. табл.№1)