2.Исследование педагогических целей учителей.
3.Исследование педагогических ценностей учителей.
4.Экспертные оценки.
Объектом исследования были коллективы учителей старших классов трех школ г. Красноярска, включенные в систему профильного обучения.
В качестве педагогического нововведения нами была рассмотрена актуальная на сегодняшний день система профильного обучения.
Предметом исследования: влияние сплоченности педагогического коллектива на отношение к профильному обучению.
Исследование состояло из трех этапов:
На первом этапе выявлялась степень сплоченности педагогических коллективов и, как уже было сказано, подсчитывалась каждая ее составляющая.
Первая составляющая, межличностные отношения, выявлялась с помощью «экспресс – методики» по изучению социально – психологического климата коллектива. Данная методика позволяет выявить эмоциональный компонент в межличностных отношениях.
Вторая составляющая, наличие общих ценностей, касающихся профессиональной педагогической деятельности, исследовалась с помощью разработанной нами анкеты.
Нами был выделен список, состоящий из десяти возможных ценностей, связанных с отношением к профессиональной деятельности. Испытуемым предлагалось проранжировать данный список по степени значимости. На основании сравнения проранжированных списков ценностей каждого из учителей, мы предполагали сделать вывод о совпадении – несовпадении наиболее важных ценностей у коллектива педагогов.
Третья составляющая, наличие общих профессиональных целей, вычислялась с помощью также разработанной нами анкеты. Нами была составлена анкета, которая представляет собой список из двадцати возможных целей образования. Из них - шесть целей традиционного образования и четырнадцать - целей инновационного (предпрофильного и профильного) образования. Списки целей были выделены согласно мнению экспертов (МО).[26]
Таким образом, вычислив каждый компонент групповой сплоченности, мы получили следующую картину:
Общеобразовательные Учреждения |
Составляющие групповой сплоченности по А.В. Петровскому |
Итог: степень сплоченности коллектива |
||
Межличностные отношения (эмоциональный компонент) |
Процент совпадений целей |
Процент совпадений ценностей |
||
Школа №142 |
Э= 0.8 |
82% |
51% |
Высокая |
Школа №84 |
Э = 0.5 |
52% |
33% |
Средняя |
Школа №48 |
Э = 0.35 |
37% |
28% |
Низкая |
В школе с наивысшей степенью сплоченности величина эмоционального компонента, процент совпадения профессиональных целей и ценностей больше, чем в школе со средней степенью сплоченности. Соответственно в школе со средней степенью сплоченности величина эмоционального компонента, процент совпадения профессиональных целей и ценностей больше, чем в школе с низкой степенью сплоченности. (см. табл.№1)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.