На втором этапе с помощью экспертов оценивалась “включенность в нововведения” на деятельном уровне;
Целью данного этапа был отбор испытуемых. Задачей – выделить две группы испытуемых:
- учителей, включенных в нововведения;
- учителей, не включенных в нововведения.
Группы были выделены с помощью экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены три представителя руководства каждой из школ.
На третьем этапе – производилась обработка результатов.
Результаты
В результате проведенного исследования было выяснено, что в педагогическом коллективе с высокой степенью сплоченности количество педагогов с позитивным отношением к введению профильного обучения составляет 13 человек (65% выборки). В коллективе со средней степенью сплоченности это количество составляет 9 человек (45% выборки). И, наконец, в коллективе с низкой степенью сплоченности активно включаются в нововведения лишь 6 человек (30% выборки) (см. табл.№2).
Степень сплоченности педагогических коллективов |
Количество педагогов, включенных и невключенных в инновации |
||
Номер школы |
Степень сплоченности |
Включенные |
Невключенные |
Школа № 142 |
Высокая |
13 человек (65%) |
7 человек (35%) |
Школа № 84 |
Средняя |
9 человек (45%) |
11 человек (55%) |
Школа № 48 |
Низкая |
6 человек (30%) |
14 человек (70%) |
Из приведенных результатов, следует, что в коллективе с наиболее высокой степенью сплоченности количество педагогов, активно включенных в инновационную деятельность больше, чем в коллективе с более низкой степенью сплоченности.
Выявление этой зависимости подтверждает нашу гипотезу о том, что групповая сплоченность влияет на отношение к нововведениям.
Таким образом, мы можем говорить о том, что сплоченность коллектива является социально – психологическим фактором включения педагогов в инновационную деятельность. Механизм включения коллектива педагогов основывается на мотивации чувства долга, то есть сознательной ориентации на общественно значимые ценности и цели, а также на мотивации следования мнению всего коллектива, то есть на общность целей и ценностей членов коллектива.
Данная работа может стать ценной, в первую очередь, для школьного психолога, который с помощью предлагаемых нами методик сможет продиагностировать ситуацию в коллективе своей школы, выявить причину неучастия и пассивного отношения педагогов в нововведениях и на основе полученных результатов провести коррекционную работу.
Результаты данной работы, на наш взгляд, применимы не только для школ, но и для любых других организаций, поскольку ситуация разобщенности коллектива может возникнуть в любой профессиональной сфере.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.