Исследование взаимосвязи сплоченности коллектива и отношения сотрудников к инновациям, страница 3

На втором этапе с помощью экспертов оценивалась “включенность в нововведения” на деятельном уровне;

Целью данного этапа был отбор испытуемых. Задачей – выделить две группы испытуемых:

-  учителей, включенных в нововведения;

-  учителей, не включенных в нововведения.

Группы были выделены с помощью экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены три представителя руководства каждой из школ.

На третьем этапе  – производилась обработка результатов.

Результаты

В результате проведенного исследования было выяснено, что в  педагогическом коллективе с высокой степенью сплоченности количество педагогов с позитивным отношением к введению профильного обучения  составляет 13 человек (65% выборки). В коллективе со средней степенью сплоченности это количество  составляет 9 человек (45% выборки). И, наконец, в коллективе с низкой степенью сплоченности     активно включаются в нововведения лишь 6 человек (30% выборки) (см. табл.№2).

Таблица № 2

Степень сплоченности педагогических коллективов

Количество педагогов, включенных и невключенных в инновации

Номер школы

Степень сплоченности

Включенные

Невключенные

Школа № 142

Высокая

13  человек (65%)

7 человек (35%)

Школа № 84

Средняя

9 человек (45%)

11 человек (55%)

Школа № 48

Низкая

6 человек (30%)

14 человек (70%)

Из приведенных  результатов, следует, что в коллективе с наиболее высокой степенью сплоченности количество педагогов, активно включенных в инновационную деятельность больше, чем в коллективе с более низкой степенью сплоченности.

 Выявление этой зависимости подтверждает нашу гипотезу о том, что  групповая сплоченность влияет на отношение к нововведениям.    

Таким образом, мы можем говорить о том,  что  сплоченность коллектива является социально – психологическим  фактором включения педагогов в инновационную деятельность. Механизм   включения  коллектива педагогов основывается на мотивации чувства долга, то есть сознательной ориентации на общественно значимые ценности и цели, а также  на  мотивации следования мнению всего коллектива, то есть на общность целей и ценностей членов коллектива.

Данная работа может стать ценной, в первую очередь, для школьного психолога, который с помощью предлагаемых нами методик сможет продиагностировать ситуацию в коллективе своей школы, выявить причину неучастия и пассивного отношения  педагогов в нововведениях и на основе полученных результатов провести коррекционную работу.

Результаты данной работы, на наш взгляд, применимы не только  для школ, но и для любых других организаций, поскольку ситуация разобщенности коллектива может возникнуть  в любой  профессиональной сфере.