Программа дисциплины "История философии" (Тематическое содержание курса. Планы семинарских занятий. Вопросы к контрольным работам и к экзамену), страница 6

Тема 22. Немецкая классическая философия. Кант,

Фихте,  Шеллинг       

(2 часа)

Германия в середине- второй половине ХУШ века. Немецкое Просвещение  (Х.Вольф, Г.Э.Лессинг, И.Гердер).

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии. Творческая эволюция Канта. “Докритический период”. Космогоническая гипотеза Канта и концепция развития . “Критика чистого разума” (1781) и “коперниканский “ переворот в философии. Развитие Кантом учения об активной, творческой природе человеческой деятельности в познании, нравственной сфере и а эстетическом творчестве. Агностицизм Канта. Примат практического разума над теоретическим. Учение об автономии нравственности.

Освоение и развитие идей Канта. И.Гердер, И.Гете, Ф.Шиллер. Субъективный идеализм И.Г.Фихте (1762-1814), его учение о соотношении Я и не-Я. Философия деятельности. Диалектика Фихте.

Ф.Шеллинг (1775-1854) и его творческая эволюция. “Натурфилософский” период творчества Шеллинга. Объективно-идеалистический характер философской системы Шеллинга. Мир как самораскрытие духовного абсолюта.

Тема 23. Немецкая классическая философия. Гегель. Фейербах

                                           (2 часа)

Гегель Г.В.Ф. (1770-1831) - величайший представитель философского идеализма Нового Времени. Разработка им диалектики как всеобщей теории развития и философского метода, совпадающего с “ методом самого бытия”. Основные произведения Гегеля: “Феноменология духа”,”  “Наука логики” в 3-х томах и “Энциклопедия философских  наук “ в 3-х томах. Система Гегеля. Принцип тождества бытия и  мышления как исходный пункт философии Гегеля. Логика, философия природы и философия духа как основные части гегелевской  системы. Основные принципы диалектики. Философия истории, права, религии. Этика и эстетика.

Л.Фейербах (1804-1872), его идейная эволюция от гегельянства к антропологическому материализму. Критика религии и идеализма..

Тема 24. Возникновение и развитие марксистской философии

                                               (2 часа)

Кризис классической философии в 30-40-х годах  Х1Х века. Становление марксизма, его  экономические, социальные и теоретические предпосылки. Важнейшие философские произведения К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Основные принципы марксизма. Концепция предмета и задач философии. Синтез материализма и диалектики. Материалистическое понимание истории. Марксистская интерпретация диалектики. Учение о природе, ее развитии, формы движения как ступени этого развития. Концепции общественно-экономической формации, способа производства ,базиса и надстройки, классов и классовой борьбы, социальной революции, грядущей социалистической революции и диктатуры пролетариата как периоде становления коммунистической формации.

Тема 25. Позитивизм. “Первый” и “второй” позитивизм.

                                              (2 часа)

Позитивизм как “философия науки”, его истоки, основные положения и программа борьбы за “позитивную” науку и философию. Основные  этапы развития позитивизма. “Первый” позитивизм. Огюст Конт (1798-1857), обоснование им принципов и программы позитивизма.  Герберт Спенсер (1820-1903), его мировоззрение. Основные произведения. Проблема отношения философии и науки в творчестве Спенсера. Механицизм и эволюционизм. Поиски основных законов эволюции. Социология Спенсера. Органицизм и социальный дарвинизм. Дж. С.Милль (1806-1873) и его работа в области методологии науки. Теория индукции.

“Второй” позитивизм (эмпириокритицизм и родственные течения ). Революция в естествознании на рубеже Х1Х- ХХ столетий и ее воздействие на “второй” позитивизм. Основные представители: Э.Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896), Карл Пирсон (1857-1936) и Анри Пуанкаре (1854-1912). Концепция Э.Маха, его радикальный сенсуализм и субъективный идеализм. “Экономия мышления” и “ принцип наблюдаемости”. Конвенциализм А.Пуанкаре.

 Русский махизм и книга В.И.Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

Тема 26. Иррационализм Х1Х века. Шопенгауэр и Кьеркегор

                                                  ( 2 часа)