Тема 3. Философия древнего Китая (2 часа)
Специфика древнекитайской философии (социоцентризм и практическая ориентация). Модели мира, основные понятия и категории древнекитайской мысли.
Основные школы древнекитайской философии. Кун Фу-цзы, или Конфуций (551-479 гг. до н.э) и его последователи.
Даосизм. Лао-цзы (ок. 6-5 вв. до н.э.) и Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н.э) Концепция “дао”. Космология, натурфилософия и этика даосизма.
Другие школы китайской философии. Натурфилософия (“школа инь-ян”). Картина мира китайской натурфилософии и ее дальнейшее развитие. Мо Ди (479-381) и моизм. Социально-политические и этические принципы моизма. Законники (фа-цзя), их полемика с конфуцианцами, учение о роли закона. Роль идеологии фа-цзя в формировании китайской государственности. Школа имен и проблемы теории познания в китайской философии.
Тема 4. Философия древней Индии (2 часа)
Индийское общество начала - середины 1 тыс. до н.э. Мифология и религия древней Индии ,их эволюция. Брахманизм. Веды и Упанишады. Зарождение индийской философии, ее связь с религией и другими формами культуры. Концепции метемпсихоза, дхармы и кармы, их место в религии брахманизма и зарождающейся философии. Упанишады, эпос и “Бхагавадгита”, их роль в духовной истории Индии.
Основные философские системы древней Индии, их классификация.
Джайнизм. Буддизм. Зарождение материализма. Ортодоксальные школы индийского материализма. Санкхъя, ее учение о пуруше и ипракрити. Йога. Атомистика вайшешики. Теория познания ньяи. Веданта, ее важнейшие категории (атман и брахман), ее учение о мире и человеке.
Тема 5. Возникновение древнегреческой философии Ионийская натурфилософия (2 часа)
Греческий мир периода формирования и расцвета древнегреческой философии. Предпосылки ее формирования. Греческая мифология и религия Влияние культуры Востока. Зарождение науки.
Специфика ранней греческой философии. Физика - учение о природе - как ее ядро. Основная проблематика и важнейшие категории. Ионийская философия. Милетская школа, ее важнейшие идеи. Гераклит Эфесский (ок. 544-483 гг. до н.э), его учение о космосе и человеке. Концепция Логоса. Учение о противоречивости бытия и мировой ,гармонии, текучести и изменчивости мира.
Тема 6. Пифагорейцы. Элеаты. Эмпедокл и Анаксагор. ( 2 часа)
Пифагор (ок. 58--500 гг. до н. э.) и пифагорейцы, истоки и основное содержание их учения. Числа как начало и высший принцип бытия. Концепция метемпсихоза. Элейская школа: Ксенофан (6-5 вв. до н.э.), его критика традиционной религии и учение о тождестве мира и бога; Парменид (вторая пол. 6- нач. 5 вв. до н.э.), его учение о бытии и Едином, о “мире согласно мнению” и “мире согласно истине”. Зенон и его апории (470 - 430 гг.до н.э.)
“Фисиологи” У века до н.э. Эмпедокл (ок. 483-423 гг.до н.э.) и его космический цикл. Анаксагор из Клазомен (ок. 500-438 гг. до н.э.), учение о гомеомериях. Роль “Нуса” в системе мира Анаксагора.
Тема 7. Древнегреческая атомистика. Левкипп и Демокрит
(2 часа)
Проблематика и предпосылки атомистики. Проблема Левкиппа (ок. 500-440 гг.до н.э.) Демокрит (ок. 460-370 гг.до н.э.), его жизнь и сочинения. Атомы и пустота как начала бытия Понятие атома. Множественность миров. Учение об универсальной природной связи. Концепция необходимости. Учение о человеке. Материальность и смертность души. Теория познания Демокрита. Элементы эволюционизма в учении Демокрита. Человек и общество, мораль и религия. Последователи Демокрита. Значение атомистического учения для развития западной философии и науки.
Тема 8. Софисты. Сократ и сократические школы
( 2 часа)
Софистика, ее социальные и культурные предпосылки и место в истории греческой философии и культуры. Человек, общество и государство в учениях софистов.
Сократ (469-399 гг до н.э.), его жизнь и смерть. Учение Сократа о человеке. Этика Сократа. Метод Сократа и его роль в становлении диалектики.
Сократические школы. Элидо-эретрийская и мегарская школа, их исследования в облсасти диалектики и логики. Киренская школа. Кинизм, его учение о счастье, добродетели , свободе. Антисфен (ок. 444-368 гг. до н.э.) и Диоген из Синопа (ум. ок. 323 г до н.э.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.