Программа дисциплины "История философии" (Тематическое содержание курса. Планы семинарских занятий. Вопросы к контрольным работам и к экзамену), страница 4

Нагарджуна (прибл. 2-я половина П века н.э.) - один из величайших философов Индии. Его учение об изначальной пустоте и нереальности бытия.

Вытеснение буддизма индуизмом. Индуистские  философские школы в средневековой Индии. Веданта и ее важнейшие направления. Адвайта-веданта Шанкары (ок. 7880820), его учение о единстве Атмана и Брахмана и иллюзорности бытия. Доктрина майи. Теизм Рамануджи (род. В 1027г).

Тема 14. Европейская философия раннего Средневековья

(2 часа)

Предпосылки  формирования христианства. Иудейский монотеизм и мессианизм, учение пророков. Вероучение,  мифология, космология и эсхатология  христианства, отрицание им “языческого” общества и “языческой” культуры. Христианские апологеты. Отцы церкви и их учение (патристика). Александрийская богословская школа. Климент Александрийский, Ориген и другие создатели христианского богословия. Аврелий Августин (354-430), его жизнь и сочинения. Бог и мир в учении Августина. Божественное предопределение и свобода воли человека. Вечность и время. Примат “слова божьего” над философией и наукой. Учение о “ двух градах” и философия истории раннего христианства.

Образованность и культура в У1-1Х вв. Боэций (480-524)  и  выработка канона “семи свободных искусств”. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877), его пантеистическая онтология, учение о соотношении веры и разума и диалектика.

Тема 15. Арабоязычная философия Ближнего и Среднего Востока в 1Х-Х1У веках ( 2 часа)

Культура и религия в арабо-мусульманских странах конца 1 тыс. новой эры. Усвоение науки и философии античности. Аль-Фараби (870-950) и его роль в становлении арабского аристотелизма. Расцвет арабской философии. Ибн-Сина _980-1037) и проблемы  соотношения бога, мира и материи, пути познания мира в его творчестве. Натурализм и детерминизм Ибн-Сины. Мистико-теологическая концепция аль -Газали (1059-1111). Философия Ибн-Рушда как вершина восточного перипатетизма. Учение о вечности мира и бога. Смертность индивидуальной души и бессмертии разума. Учение о двух видах знания (научном и религиозном).

Другие философские течения на мусульманском Востоке. Суфизм как мистико-пантеистическая концепция бога, мира и человека.

Тема 16. Европейская  философия зрелого Средневековья

                                      (ХП-Х1У вв.)              (2 часа)

Общество, церковь и образованность в Западной Европе  ХП-Х1У вв. Схоластическая философия и наука. Основная проблематика схоластической философии. Учение о боге, мире и человеке. Номинализм и реализм. Фома Аквинский (1225-1274) и синтез им христианства и аристотелизма. Иоанн Дунс Скот  (1265-1308), его метафизика и учение о соотношении воли человека и воли бога. Уильям Оккам (1300-1350) как крупнейший номиналист Х1У в. Достижения, итоги и историческое значение западно-европейской схоластики.

Мировоззрение средневековой Руси. Общественно-политическая, философская и этическая проблематика в памятниках средневековой русской литературы.

Тема 17. Философия Эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв)

                                     (2часа)

Развитие буржуазных отношений в эпоху Возрождения. Расцвет светской культуры и формирование идеологии ренессансного гуманизма.

Пантеизм Николая Кузанского (1401-1464), его учение о боге, природе человека и познании. Творческая сущность бога и человека. Концепция “ученого незнания”. Диалектика Кузанца.

Естественнонаучная мысль и философия Возрождения. Леонардо де Винчи (1452-1519). Методология Леонардо и его сенсуализм. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1437-1543) и ее мировоззренческое значение. Защита коперниканства Дж.Бруно (1548-1600), его материалистический пантеизм, органицизм и гилозоизм.

Социально- политическая мысль эпохи Возрождения. Н.Макиавелли (1469-1527).

Гуманизм и скептицизм Мишеля Монтеня (1530-1592). “Опыты”, их содержание и историческое значение.

Тема 18. Философия ХУП века. Бэкон,Декарт, Спиноза

                               (2 часа)

Социально-политическая и социокультурная ситуация в Западной Европе в начале ХУП века. Становление новой науки, прежде всего математики и механики. Проблемы методологии научного знания в философии ХУП века. Формирование механистической картины мира. Сенсуализм и рационализм как альтернативные концепции познания в философии Нового Времени. Френсис Бэкон (1561-1626) как родоначальник английского материализма и сенсуализма