Нагарджуна (прибл. 2-я половина П века н.э.) - один из величайших философов Индии. Его учение об изначальной пустоте и нереальности бытия.
Вытеснение буддизма индуизмом. Индуистские философские школы в средневековой Индии. Веданта и ее важнейшие направления. Адвайта-веданта Шанкары (ок. 7880820), его учение о единстве Атмана и Брахмана и иллюзорности бытия. Доктрина майи. Теизм Рамануджи (род. В 1027г).
Тема 14. Европейская философия раннего Средневековья
(2 часа)
Предпосылки формирования христианства. Иудейский монотеизм и мессианизм, учение пророков. Вероучение, мифология, космология и эсхатология христианства, отрицание им “языческого” общества и “языческой” культуры. Христианские апологеты. Отцы церкви и их учение (патристика). Александрийская богословская школа. Климент Александрийский, Ориген и другие создатели христианского богословия. Аврелий Августин (354-430), его жизнь и сочинения. Бог и мир в учении Августина. Божественное предопределение и свобода воли человека. Вечность и время. Примат “слова божьего” над философией и наукой. Учение о “ двух градах” и философия истории раннего христианства.
Образованность и культура в У1-1Х вв. Боэций (480-524) и выработка канона “семи свободных искусств”. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877), его пантеистическая онтология, учение о соотношении веры и разума и диалектика.
Тема 15. Арабоязычная философия Ближнего и Среднего Востока в 1Х-Х1У веках ( 2 часа)
Культура и религия в арабо-мусульманских странах конца 1 тыс. новой эры. Усвоение науки и философии античности. Аль-Фараби (870-950) и его роль в становлении арабского аристотелизма. Расцвет арабской философии. Ибн-Сина _980-1037) и проблемы соотношения бога, мира и материи, пути познания мира в его творчестве. Натурализм и детерминизм Ибн-Сины. Мистико-теологическая концепция аль -Газали (1059-1111). Философия Ибн-Рушда как вершина восточного перипатетизма. Учение о вечности мира и бога. Смертность индивидуальной души и бессмертии разума. Учение о двух видах знания (научном и религиозном).
Другие философские течения на мусульманском Востоке. Суфизм как мистико-пантеистическая концепция бога, мира и человека.
Тема 16. Европейская философия зрелого Средневековья
(ХП-Х1У вв.) (2 часа)
Общество, церковь и образованность в Западной Европе ХП-Х1У вв. Схоластическая философия и наука. Основная проблематика схоластической философии. Учение о боге, мире и человеке. Номинализм и реализм. Фома Аквинский (1225-1274) и синтез им христианства и аристотелизма. Иоанн Дунс Скот (1265-1308), его метафизика и учение о соотношении воли человека и воли бога. Уильям Оккам (1300-1350) как крупнейший номиналист Х1У в. Достижения, итоги и историческое значение западно-европейской схоластики.
Мировоззрение средневековой Руси. Общественно-политическая, философская и этическая проблематика в памятниках средневековой русской литературы.
Тема 17. Философия Эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв)
(2часа)
Развитие буржуазных отношений в эпоху Возрождения. Расцвет светской культуры и формирование идеологии ренессансного гуманизма.
Пантеизм Николая Кузанского (1401-1464), его учение о боге, природе человека и познании. Творческая сущность бога и человека. Концепция “ученого незнания”. Диалектика Кузанца.
Естественнонаучная мысль и философия Возрождения. Леонардо де Винчи (1452-1519). Методология Леонардо и его сенсуализм. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1437-1543) и ее мировоззренческое значение. Защита коперниканства Дж.Бруно (1548-1600), его материалистический пантеизм, органицизм и гилозоизм.
Социально- политическая мысль эпохи Возрождения. Н.Макиавелли (1469-1527).
Гуманизм и скептицизм Мишеля Монтеня (1530-1592). “Опыты”, их содержание и историческое значение.
Тема 18. Философия ХУП века. Бэкон,Декарт, Спиноза
(2 часа)
Социально-политическая и социокультурная ситуация в Западной Европе в начале ХУП века. Становление новой науки, прежде всего математики и механики. Проблемы методологии научного знания в философии ХУП века. Формирование механистической картины мира. Сенсуализм и рационализм как альтернативные концепции познания в философии Нового Времени. Френсис Бэкон (1561-1626) как родоначальник английского материализма и сенсуализма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.