Предмет, источники, система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой статус личности. Глава государства в зарубежных странах. Основы конституционного права ведущих государств Азии (Япония, Индия, Китай), страница 9

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТ:

  1. Депутатские фракции. Являются основным звеном парламента, объединяют депутатов одной или нескольких партий. Количество депутатов в фракции определяется регламентом палат. Фракция имеет свое руководство (председатель, бюро фракции, «кнут»). Фракции делят между собой посты председателей комитетов и комиссий. Работа в составе фракции не является обязанностью депутата, он свободен в выборе фракции.
  2. Председатель палаты (спикер) – избирается депутатами на срок полномочий парламента. Председатель палаты должен быть нейтральным в политическом плане. Председатель нижней палаты является сильным председателем, так как он толкует правила процедур, определяет способ голосования, назначает председателей комитетов палат, без голосования может принять или отменить предложения, проводит прения, сам формирует поправки и выдвигает их на голосование, может лишить депутата слова, может применить дисциплинарное взыскание. Председатель верхней палаты считается слабым председателем, так как выполняет представительные функции: выступает как представитель верхней палаты во взаимоотношениях со всеми ветвями власти, не руководит заседаниями.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАЛАТЫ:

  • организация работы парламента
  • решение вопросов внутреннего распорядка
  • общее руководство аппаратом парламента
  1. Постоянные комитеты: отраслевые, неспециализированные. В этих комитетах вопросы решаются большинством голосов. Главная их задача: рассмотрение и подготовка законопроектов к слушанию.
  2. Временные комитеты – создаются из депутатов от разных комитетов для проведения следственных, ревизионных и редакционных мероприятий.
  3. Совет, бюро палат – коллегиальный орган, в который входят председатель палаты, его заместители, представители партийных фракций. Бюро решает организационные вопросы: формирует повестку дня заседания, устанавливает очередность обсуждения вопросов.
  4. Аппарат парламента – штатная профессиональная структура, которая образуется для обеспечения деятельности парламента и для оказания содействия депутатам.

В АППАРАТ ПАРЛАМЕНТА ВХОДЯТ:

  • правовые, аналитические, информационные подразделения
  • библиотека
  • консультанты
  • личные помощники парламентариев
  • референты и секретари

ПОРЯДОК РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА:

  1. Основная форма работы парламента – сессия, остальное время – каникулы.
  2. Сессии бывают очередные и внеочередные. Очередные созываются главой государства один или два раза в год. Внеочередные созываются главой государства по требованию депутатов и правительства. Инициаторы внеочередной сессии готовят повестку дня.
  3. Для принятия решения парламента необходим кворум – определенное число присутствующих на заседании депутатов (более 1/2).
  4. Если кворума нет, то заседание считается недействительным, и повестка дня переносится на следующее заседание.
  5. Основная деятельность парламента – законодательный процесс, который проходит несколько стадий:

·  внесение законопроекта (законодательная инициатива, с которой может выступить любой член парламента).

·  обсуждение законопроекта в трех чтениях. Первое чтение – основные идеи законопроекта; второе чтение – голосование за каждую поправку, изменение, дополнение; третье чтение – обсуждение и голосование за проект в целом, в окончательной редакции.

·  принятие закона путем голосования на пленарном заседании.

Если нижняя палата проголосовала за, а верхняя – против, то создается согласительная комиссия из представителей обеих палат.

Подкорректированный законопроект передается сначала нижней, потом верхней палате, а затем и президенту.

Президент может наложить «вето» на этот законопроект. Парламент может обойти запрет, проголосовав квалифицированным большинством голосов (3/4)

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПАРЛАМЕНТА:

  1. После избрания нового состава
  2. Досрочное прекращение Парламента возможно только путем роспуска нижней палаты главой государства

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РОСПУСКА НИЖНЕЙ ПАЛАТЫ: