- Парламентский – используется в странах с парламентской
формой правления. Право на формирование Правительства в таких странах
имеет партия, получившая большинство голосов в Парламенте. Парламент
назначает премьер-министра, который готовит список министров и программу
работы Правительства. Парламент голосует по списку и по программе. И если
Парламент одобряет их, то глава государства издает указ о создании
Правительства. Но если премьер-министр не сформировал список или
программу, то он отказывается от этой обязанности, и эта работа поручается
другому лицу, одобренному Парламентом. А если и это лицо не выполнило эту
обязанность, то глава государства распускает нижнюю палату и назначает
новые выборы.
- Внепарламентский – используется в президентских
республиках и монархиях. Право на формирование Правительства имеет глава
государства (США, Франция).
СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА:
- Премьер-министр
- Министры
- «Министры без портфеля» - лица, не руководящие
ведомствами, но имеющие право голоса на заседаниях Правительства
В рамках Правительства создаются ВНУТРЕННИЕ СТРУКТУРЫ,
ИМЕЮЩИЕ ФОРМЫ:
- Правительство и Кабинет (Индия, Великобритания).
Правительство включает в себя около 100 министров. Функционирует только
Кабинет – премьер-министр и 20 избранных им министров. Кабинет управляет
страной. Заседания проводятся обычно два раза в неделю.
- Правительство и Президиум (страны тоталитарного
социализма). В состав Президиума (Бюро) входят премьер-министр, его
заместители, силовые министры.
- Совет Министров и Совет Кабинета (Франция). Совет
Министров принимает решения по наиболее важным вопросам; Совет Кабинета
занимается оперативными и организационными вопросами.
- Межведомственные комитеты и Правительство. Комитеты
объединяют группы родственных министерств и решают вопросы своей
компетенции.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА:
- Формирование исполнительного аппарата и управление его
деятельностью:
·
Подготовка кадров для государственных структур
·
Разработка инструкций, определяющих порядок работы
государственных служб
·
Разработка программ социальной помощи, защита и обеспечение
безопасности государственных служащих
- Участие в законодательной деятельности – законодательная
инициатива
- Исполнение законов – правительство принимает НПА и
программы по реализации закона
- Составление и исполнение бюджета. Проект государственного
бюджета готовят структуры Правительства. Затем проект утверждает
Министерство финансов; затем он отправляется в Парламент, который вносит
изменения в проект; утверждает его; после этого проект отправляется
обратно в Правительство для исполнения.
ЛЕКЦИЯ 7
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Основная задача судебной власти – охрана членов общества от
любого произвола со стороны граждан и государства, государственных органов и
должностных лиц. Особая роль судебной власти состоит в сдерживании
законодательной и исполнительной властей.
ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:
ОБЩИЕ:
- Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными
органами обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и
граждан.
- Для обеспечения исполнения своих решений органы судебной
власти могут применять принудительные методы.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ:
- Судебная власть характеризуется децентрализацией –
осуществляется комплексом судов, от низовых до верховных. ЮСТИЦИЯ -
совокупность всех судов данного государства. ЮРИСДИКЦИЯ – совокупность
вопросов компетенции судов. ПРАВОСУДИЕ – деятельность судов по
осуществлению своей юрисдикции.
- Осуществляет свои полномочия в особой процессуальной
форме, где каждая процедура регламентируется законом. Нарушение процедуры
– основание для отмены приговора суда.
- Отличается особым режимом деятельности должностных лиц
(судья неприкосновенен, несменяем, независим).
- Обладает особой системой контроля над своей деятельностью
в виде кассационного и надзорного рассмотрения дела вышестоящим судом.
- Суд не создает общих правил поведения, а решает конкретные
дела.
- Судебная власть принадлежит Судебной Коллегии – нескольким
судьям, действующим в процессе.
- Обладает самоуправлением – отстранение от должности,
повышение, перевод на другую работу осуществляются внутри судебной системы
специальными органами.
- Решение судьи обязательно к исполнению и непререкаемо.