Предмет, источники, система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой статус личности. Глава государства в зарубежных странах. Основы конституционного права ведущих государств Азии (Япония, Индия, Китай), страница 11

  1. Парламентский – используется в странах с парламентской формой правления. Право на формирование Правительства в таких странах имеет партия, получившая большинство голосов в Парламенте. Парламент назначает премьер-министра, который готовит список министров и программу работы Правительства. Парламент голосует по списку и по программе. И если Парламент одобряет их, то глава государства издает указ о создании Правительства. Но если премьер-министр не сформировал список или программу, то он отказывается от этой обязанности, и эта работа поручается другому лицу, одобренному Парламентом. А если и это лицо не выполнило эту обязанность, то глава государства распускает нижнюю палату и назначает новые выборы.
  2. Внепарламентский – используется в президентских республиках и монархиях. Право на формирование Правительства имеет глава государства (США, Франция).

СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА:

  1. Премьер-министр
  2. Министры
  3. «Министры без портфеля» - лица, не руководящие ведомствами, но имеющие право голоса на заседаниях Правительства

В рамках Правительства создаются ВНУТРЕННИЕ СТРУКТУРЫ, ИМЕЮЩИЕ ФОРМЫ:

  1. Правительство и Кабинет (Индия, Великобритания). Правительство включает в себя около 100 министров. Функционирует только Кабинет – премьер-министр и 20 избранных им министров. Кабинет управляет страной. Заседания проводятся обычно два раза в неделю.
  2. Правительство и Президиум (страны тоталитарного социализма). В состав Президиума (Бюро) входят премьер-министр, его заместители, силовые министры.
  3. Совет Министров и Совет Кабинета (Франция). Совет Министров принимает решения по наиболее важным вопросам; Совет Кабинета занимается оперативными и организационными вопросами.
  4. Межведомственные комитеты и Правительство. Комитеты объединяют группы родственных министерств и решают вопросы своей компетенции.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

  1. Формирование исполнительного аппарата и управление его деятельностью:

·  Подготовка кадров для государственных структур

·  Разработка инструкций, определяющих порядок работы государственных служб

·  Разработка программ социальной помощи, защита и обеспечение безопасности государственных служащих

  1. Участие в законодательной деятельности – законодательная инициатива
  2. Исполнение законов – правительство принимает НПА и программы по реализации закона
  3. Составление и исполнение бюджета. Проект государственного бюджета готовят структуры Правительства. Затем проект утверждает Министерство финансов; затем он отправляется в Парламент, который вносит изменения в проект; утверждает его; после этого проект отправляется обратно в Правительство для исполнения.

ЛЕКЦИЯ 7

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Основная задача судебной власти – охрана членов общества от любого произвола со стороны граждан и государства, государственных органов и должностных лиц. Особая роль судебной власти состоит в сдерживании законодательной и исполнительной властей.

ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:

ОБЩИЕ:

  1. Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными органами обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан.
  2. Для обеспечения исполнения своих решений органы судебной власти могут применять принудительные методы.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

  1. Судебная власть характеризуется децентрализацией – осуществляется комплексом судов, от низовых до верховных. ЮСТИЦИЯ - совокупность всех судов данного государства. ЮРИСДИКЦИЯ – совокупность вопросов компетенции судов. ПРАВОСУДИЕ – деятельность судов по осуществлению своей юрисдикции.
  2. Осуществляет свои полномочия в особой процессуальной форме, где каждая процедура регламентируется законом. Нарушение процедуры – основание для отмены приговора суда.
  3. Отличается особым режимом деятельности должностных лиц (судья неприкосновенен, несменяем, независим).
  4. Обладает особой системой контроля над своей деятельностью в виде кассационного и надзорного рассмотрения дела вышестоящим судом.
  5. Суд не создает общих правил поведения, а решает конкретные дела.
  6. Судебная власть принадлежит Судебной Коллегии – нескольким судьям, действующим в процессе.
  7. Обладает самоуправлением – отстранение от должности, повышение, перевод на другую работу осуществляются внутри судебной системы специальными органами.
  8. Решение судьи обязательно к исполнению и непререкаемо.