Предмет, источники, система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой статус личности. Глава государства в зарубежных странах. Основы конституционного права ведущих государств Азии (Япония, Индия, Китай), страница 14

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти оставалась дискуссионной на протяжении XIX-XX веков.

ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ местного самоуправления:

1.  Теория свободной общины – середина XIX века (Турэ, Таквиль, и др.). Право общины на заведование своими делами является естественным и неотчуждаемым, как права человека, поскольку община является первичной по отношению к государству. Поэтому государство должно уважать свободу общинного самоуправления.

2.  Общественно-хозяйственная теория -  60-е годы XIX века (Васильчиков, Лешков, и др.). Государство и местное самоуправление –  два непересекающихся круга, так как государство отстаивает общенациональные интересы, а самоуправление – местные. В этой противоположности заключается основание для полной самостоятельности МС, поэтому самоуправляющаяся община является самостоятельным субъектом права в области хозяйственной и коммунальной деятельности.

3.  Государственная территория – вторая половина XIX века (Гнейст, Штейн, и др.). Местное самоуправление – одна из форм организации государственного управления на местах. Оно является частью общего государственного механизма и компетенция МС должна определяться государством.

4.  Юридическая теория – на рубеже XIX-XX веков (Коркунов, Чичерин, и др.). Органы местного самоуправления являются государственными органами, но государство предоставляет им ряд правительственных прав, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

ВЫВОД: все эти теории признают факт самостоятельности общины по отношению к государству, но местное самоуправление не может обладать качествами государственного суверенитета, так как:

  • действует в пределах полномочий, предоставляемых ему государством.
  • государственные органы обязаны вмешиваться, если органы местного самоуправления нарушают законность.
  • государственные органы осуществляют прямой или косвенный контроль над органами местного самоуправления.

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ местного самоуправления:

  1. Англо-Саксонская.

·  Для решения местных вопросов избираются советы как коллегиальные органы общей компетенции.

·  Для решения конкретных, узких вопросов местного значения, создаются небольшие советы.

·  Население избирает несколько должностных лиц: начальник полиции, казначей, прокурор. Их деятельность не контролируется чиновниками из центра.

·  Центральные государственные органы контролируют только целевое использование субсидий центра.

·  За нецелевое использование государственных средств и за нарушение прав и свобод граждан муниципалитеты наказываются вплоть до тюремного заключения муниципальных чиновников и полного отстранения муниципального совета от власти.

  1. Континентальная (Франция, Италия, Польша).

·  Основана на сочетании выборных местных органов самоуправления (мэры) с назначенными сверху чиновниками.

·  Государственные чиновники контролируют законность деятельности советов нижестоящих общин.

·  Ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или префекта.

·  Права местного самоуправления ограничены административной опекой.

  1. Иберийская модель (Испания, Португалия, Япония).

·  Во всех звеньях территориально-административного деления есть избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые единоличные органы (алькады, регидоры), последних можно досрочно отозвать.

·  Хунты являются нормотворческими органами. Алькады – исполнительные органы.

·  Назначенных должностных лиц из центра нет, а избираемый алькад или регидор утверждается центральной властью в качестве ее представителя. Поэтому алькад (регидор) выполняет сразу две функции: является исполнительным органом хунты и осуществляет административную опеку.

  1. Система советов (бывший СССР, Вьетнам, Китай, Куба, КНР).

·  Советы народных депутатов одновременно являются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ЛЕКЦИЯ 9

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА