Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти оставалась дискуссионной на протяжении XIX-XX веков.
ЧЕТЫРЕ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ местного самоуправления:
1. Теория свободной общины – середина XIX века (Турэ, Таквиль, и др.). Право общины на заведование своими делами является естественным и неотчуждаемым, как права человека, поскольку община является первичной по отношению к государству. Поэтому государство должно уважать свободу общинного самоуправления.
2. Общественно-хозяйственная теория - 60-е годы XIX века (Васильчиков, Лешков, и др.). Государство и местное самоуправление – два непересекающихся круга, так как государство отстаивает общенациональные интересы, а самоуправление – местные. В этой противоположности заключается основание для полной самостоятельности МС, поэтому самоуправляющаяся община является самостоятельным субъектом права в области хозяйственной и коммунальной деятельности.
3. Государственная территория – вторая половина XIX века (Гнейст, Штейн, и др.). Местное самоуправление – одна из форм организации государственного управления на местах. Оно является частью общего государственного механизма и компетенция МС должна определяться государством.
4. Юридическая теория – на рубеже XIX-XX веков (Коркунов, Чичерин, и др.). Органы местного самоуправления являются государственными органами, но государство предоставляет им ряд правительственных прав, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.
ВЫВОД: все эти теории признают факт самостоятельности общины по отношению к государству, но местное самоуправление не может обладать качествами государственного суверенитета, так как:
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ местного самоуправления:
· Для решения местных вопросов избираются советы как коллегиальные органы общей компетенции.
· Для решения конкретных, узких вопросов местного значения, создаются небольшие советы.
· Население избирает несколько должностных лиц: начальник полиции, казначей, прокурор. Их деятельность не контролируется чиновниками из центра.
· Центральные государственные органы контролируют только целевое использование субсидий центра.
· За нецелевое использование государственных средств и за нарушение прав и свобод граждан муниципалитеты наказываются вплоть до тюремного заключения муниципальных чиновников и полного отстранения муниципального совета от власти.
· Основана на сочетании выборных местных органов самоуправления (мэры) с назначенными сверху чиновниками.
· Государственные чиновники контролируют законность деятельности советов нижестоящих общин.
· Ни одно постановление муниципального совета не вступает в силу, если на нем нет визы комиссара или префекта.
· Права местного самоуправления ограничены административной опекой.
· Во всех звеньях территориально-административного деления есть избранные советы (хунты, муниципалитеты) и избираемые единоличные органы (алькады, регидоры), последних можно досрочно отозвать.
· Хунты являются нормотворческими органами. Алькады – исполнительные органы.
· Назначенных должностных лиц из центра нет, а избираемый алькад или регидор утверждается центральной властью в качестве ее представителя. Поэтому алькад (регидор) выполняет сразу две функции: является исполнительным органом хунты и осуществляет административную опеку.
· Советы народных депутатов одновременно являются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
ЛЕКЦИЯ 9
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.