Новое слово в истории социологии, страница 3

            Привлекает вывод Н.И. Лапина о том, что, если говорить о научных основах эмпирической социологии, о соединении теории с эмпирикой, то в классическом виде теоретико–методологические основы эмпирической социологии были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером и Ф. Теннисом, каждый из которых по–своему  определял предмет социологии и апробировал свои представления на эмпирической базе (Дюркгейм наиболее наглядно в  труде «Самоубийство. Социологический этюд», Вебер – в работе «Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии к востоку от Эльбы», Теннис – в исследованиях жизни населения Гамбурга, условий труда на морских пароходах, динамики преступности в провинции Шлезвиг–Гольштейн). Это особенно важно подчеркнуть, потому что эти выдающиеся ученые больше известны по своим теоретическим работам, хотя их демонстрация соединения научных основ с эмпирическими данными представляет не менее ценный и не менее крупный вклад в развитие социологии, имеющий к тому же принципиальное значение. Данный аспект важно подчеркнуть и потому, что до этого представители классической социологии, ее зачинатели еще во многом были философами, которые претендовали на рассмотрение общества в его целостности, хотя компоненты такой целостности представителями различных школ трактовались по–разному. Если теоретическая социология во многом имеет дело с идеальными типами, абстрактными объектами, то эмпирическая социология «имеет дело с объектами, существующими реально, вне теоретических или иных научных текстов. Основными источниками информации ей служат эмпирические данные, полученные непосредственно от этих объектов с помощью социологических и иных научных методов» [2, с .20].

Для уяснения путей становления эмпирической социологии необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на то, что ее возникновение, ее методологические и методические основы закладывались в рамках двух господствующих в начале ХХ в. парадигм – реализма и номинализма.  Как представитель социологического реализма Э. Дюркгейм считал, что есть социальные состояния «вне индивидов», что общество состоит не только из индивидов: в него входят материальные элементы, правовые положения, искусство и другие «действующие реальности» [2, с.47]. Этой концепции противостояли «социологические номиналисты» в лице Г. Тарда и других его последователей (в основном, представителей социально–психологической школы), которые не менее решительно настаивали на том, что вне индивидов нет общества, что говорить об обществе, игнорируя человека, личность, не только невозможно, но и абсурдно. Преодолеть это противостояние пытались Ф. Теннис, Г. Зиммель. Но особенно плодотворной была попытка, предпринятая П. Сорокиным, который обосновал третью интегрирующую позицию. В своей работе, вышедшей на русском языке еще в 1922 г., П. Сорокин пишет: «Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих течений неприемлемо. Каждое из них, в пылу спора, выставляет такие положения, которые логически абсурдны, либо эмпирически неверны». Стремясь преодолеть это противоречие, П.Сорокин утверждает, что нужно рассматривать взаимодействие индивидов, что рождает принципиально новую ситуацию, которая не противопоставляет личность обществу, и наоборот. Эту позицию в настоящее время разделяют многие  зарубежные и отечественные социологи. Но что такое взаимодействие? К сожалению, в литературе не всегда дается четкий ответ на поставленный вопрос. Попытки уточнить эмпирическую сущность взаимодействия игнорируются или обходятся. В такой ситуации, как я писал уже неоднократно, социологи умышленно или неумышленно лицедействуют. Ведь, если взять практику (всю без исключения, во всех странах и во все времена), то к чему обращается исследователь конкретных проблем?  В подавляющих случаях, социолог выясняет то, что человек знает, как относится к этому знанию, какими мотивами и установками он руководствуется, какие у него есть потребности и  интересы, как в соответствии с ними он поступает (или намерен поступать), как влияет на него окружающая макро–, мезо– и микросреда. А что это значит с точки зрения науки? А это значит, что социологи изучают общественное, групповое и индивидуальное сознание во всех его ипостасях, а также поведение людей с целью выявить те или иные тенденции в организации социальной жизни общества. В этом случае статистика дает нам некоторые зафиксированные результаты деятельности людей, а также характеристики окружающей среды, что  позволяет судить как о проблемах всего общества, так и его отдельных сфер, отдельных социальных групп и общностей. Мне  кажется, что этот момент необходимо логически завершить тем, что эмпирически интерпретируемо, проверяемо и значимо. Может быть в этом сказывается моя личная позиция, но я убежден, что в долгом споре «реалистов» и «номиналистов», а также попыток примирить эти точки зрения при помощи третьей позиции, использующей понятие «взаимодействие», необходимо дойти до логического конца, т.е. до того, чтобы признать, что взаимодействие – это синтез актов сознания и действий, поступков людей, соотнесенных с существующей социально-экономической, социально–политической и культурной реальностью.