Идентификация себя с группой

Страницы работы

Содержание работы

Введение

По данным Хасана Б.И., Бреслава Г.М. «обычный класс, несмотря на огромные затраты педагогических сил, никогда не представляет собой некий единый коллектив с четкой пирамидоидальной иерархией. (31, с.129) Редко школьники считают самым интересным местом для себя свой учебный класс. Что касается школьных клубов, собранных по интересам, то по исследованиям они могут выступать самыми интересными школьными местами в раннем юношеском возрасте.

Для того, чтобы понять себя, свой внутренний мир подросток[1]  начинает процесс «…творения себя с активных экспериментов по строительству своих отношений в группе сверстников» (21, с.39). В основном такими группами в подростковом возрасте являются учебные классы, кружки по интересам, специфические клубы. Большую часть своего времени подростки проводят в общении со сверстниками, они постоянно сравнивают себя с другими, стремятся к лучшим взаимоотношениям, ищут новые знакомства.

В настоящее время система общеобразовательной школы ориентирована только на решение задач образования. Задача передачи новому поколению социальных навыков, позволяющих адаптивно существовать в изменяющемся мире, решается лишь в косвенной форме, посредством взаимодействия учителя, ученика и родителей, организованного случайным образом. Положение детей, адаптация которых в школе нарушена – угрожающее, так как макросоциальные факторы (социально-экономическое положение, вседозволенность, нарушение законов и т.п.) неблагоприятны для развития и формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности. (2, с.5). На взаимодействие детей, как членов организации вообще обращается мало внимания. Иногда для этих целей учителя пытаются из класса создать команду, коллектив, но сталкиваются с разочарованиями. Сетуют на подростков, что они не такие хорошие, как им бы хотелось. Мы хотели бы подчеркнуть, что такие попытки, хорошие сами по себе, как правило не дают эффектов команд, коллективов и т.п. не из-за того, что «дети плохие», а из-за того, что учительские представления о группе и условия, реально ее задающие, сильно рассогласованы. Важно понимать в какого типа условиях такие отношения могут складываться, а в каких нет.

Исследователи рассматривают много различных психологических характеристик группы, к ним в частности можно отнести: групповые интересы, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Г.М. Андреева выделяя эти характеристики говорит: "Для индивида, входящего в группу осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что позволяет ему идентифицироваться с группой." (3, с.140) Схематично мы можем изобразить характеристики групп следующим образом:

 


На наш взгляд идентичность – это результат развития индивидуума в определенной системе общественных связей и условие его психического здоровья. «В центре идентичности находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами – обществом, классом, нацией, профессиональной группой, семьей и т.д. Идентичность (отождествление себя с …, переживание своей неразрывной связи с …) определяет соответствующие системы ценностей, социальные роли, идеалы, жизненные планы индивида, его способности, потребности.» (27, с.31) Необходимо отметить, что в литературе различают понятия, идентификации и идентичности. Идентификацию понимают как процесс достижения идентичности; идентичность – как результат. Идентичность также определяют и как процессуальную характеристику, т.е. «переживание своей связи с …». Мы полагаем, что особенности идентификации  зависят от типа группы,  в которую входит юноша (девушка). Это можно изобразить следующим образом:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0