Сергоманов Павел Аркадьевич
доцент кафедры психологии развития
психолого-педагогического факультета
Красноярского госуниверситета,
Бруданова Наталья Петровна
аспирант кафедры психологии развития
психолого-педагогического факультета
Красноярского госуниверситета.
Изменения в школе?
1. Введение.
Данная статья хотя и носит теоретический характер, но построена на основе опыта, конкретных попыток изменить школу и наблюдений за тем, как это делают другие. Мы не претендуем на открытие каких-то фундаментальных положений. Скорее мы хотели поделиться своими вопросами, оценками и выводами по проблеме изменений в школе и в этом смысле по проблеме реформирования среднего образования.
2. Проблема школы или почему ничего не меняется?
На наш взгляд, изменение современной школы сильно связано не столько с успешным решением вопросов содержания образования, его теории и методики, сколько с признанием того факта, что школа является самостоятельной организацией[1], производящей услуги. Для нас это означает, что разработка предмета услуги, постановка целей, распределение ресурсов и ответственность за результаты работы школы, в целом сосредоточены в школьном коллективе.
Обратное понимание школы как учреждения[2] приводит нас к тому, что предмет отношений основных участников образовательного процесса – учеников, их родителей, учителей и руководства школы приобретает абстрактный характер и воспроизводит массу нерешаемых проблем и деструктивных конфликтов. Если школу определить как исключительно инструментальную организацию, как учреждение, то как она сможет предоставлять услуги и отвечать за их качество? Невозможно представить себе, что потребитель услуги сможет каким-то образом менять ее качество, если ему просто не с кем будет обсудить и разрешить собственную неудовлетворенность.
Отчуждение, «отстранение» участников от возможностей самостоятельно решать проблемы качества предоставляемой образовательной услуги является причиной того, что предмет услуги «размыт», а ее качество сомнительно. В этом отношении проблему современной российской школы можно охарактеризовать как проблему становления организации с одной стороны и как проблему изменения качества образовательной услуги, с другой.
Кроме этого, школа расположена в системе ведомственных отношений, нормирующих ее деятельность, задающей стандарты ее работы и претендующих на изменения. Каким образом можно ставить и достигать цели, отвечать за результаты работы, влиять на качество услуги, если по «норме» у школы уже поставлены цели изменений? В этом плане пересечение вектора самостоятельности школы как организации с вектором ведомственной вертикали рождает парадокс управления: «ты меняй сам, но мы знаем, что у тебя изменить». Для схематизации можно расположить всю совокупность школ в двумерной системе координат, где горизонтальная ось будет означать степень самостоятельности, а вертикальная – степень «нормированности».
Схема 1.
Естественно, что в этих осях координат можно расположить школу и понять возможность той или иной степени изменений, однако, достаточно очевидно, что школы, расположенные в верхней половине имеют шансы измениться.
Видимо, необходимо вести разговор о том, чтобы и институциональные условия и механизмы управления способствовали становлению самостоятельности и ответственности школы. При такой ставке можно надеяться на изменения качества образовательных услуг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.