Изменения в школе?

Страницы работы

Содержание работы

Сергоманов Павел Аркадьевич

доцент кафедры психологии развития

психолого-педагогического факультета

Красноярского госуниверситета,

Бруданова Наталья Петровна

аспирант кафедры психологии развития

психолого-педагогического факультета

Красноярского госуниверситета.

Изменения в школе?

1.  Введение.

Данная статья хотя и носит теоретический характер, но построена на основе опыта,  конкретных попыток изменить школу и наблюдений за тем, как это делают другие. Мы не претендуем на открытие каких-то фундаментальных положений. Скорее мы хотели поделиться своими вопросами, оценками и выводами по проблеме изменений в школе и в этом смысле по проблеме реформирования среднего образования.

2.  Проблема школы или почему ничего не меняется?

На наш взгляд, изменение современной школы сильно связано не столько с успешным решением вопросов содержания образования,  его теории и методики, сколько с признанием того факта, что школа является самостоятельной организацией[1], производящей услуги. Для нас это означает, что разработка предмета услуги, постановка целей, распределение ресурсов и ответственность за результаты работы школы, в целом сосредоточены в школьном коллективе.

Обратное понимание школы как учреждения[2] приводит нас к тому, что предмет отношений основных участников образовательного процесса – учеников, их родителей, учителей и руководства школы приобретает абстрактный характер и воспроизводит массу нерешаемых проблем и деструктивных конфликтов. Если школу определить как исключительно инструментальную организацию, как учреждение, то как она сможет предоставлять услуги и отвечать за их качество? Невозможно представить себе, что потребитель услуги сможет каким-то образом менять ее качество, если ему просто не с кем будет обсудить и разрешить собственную неудовлетворенность.

Отчуждение, «отстранение» участников от возможностей самостоятельно решать проблемы качества предоставляемой образовательной услуги является причиной того, что предмет услуги «размыт», а ее качество сомнительно. В этом отношении проблему современной российской школы можно охарактеризовать как проблему становления организации с одной стороны и как проблему изменения качества образовательной услуги, с другой.

Кроме этого, школа расположена в системе ведомственных отношений, нормирующих ее деятельность, задающей стандарты ее работы и претендующих на изменения. Каким образом можно ставить и достигать цели, отвечать за результаты работы, влиять на качество услуги, если по «норме» у школы уже поставлены цели изменений? В этом плане пересечение вектора самостоятельности школы как организации с вектором ведомственной вертикали рождает парадокс управления: «ты меняй сам, но мы знаем, что у тебя изменить». Для схематизации можно расположить всю совокупность школ в двумерной системе координат, где горизонтальная ось будет означать степень самостоятельности, а вертикальная – степень «нормированности».

 


Схема 1.

Естественно, что в этих осях координат можно расположить школу и понять возможность той или иной степени изменений, однако, достаточно очевидно, что  школы, расположенные в верхней половине имеют шансы  измениться.

Видимо, необходимо вести разговор о том, чтобы и институциональные условия и механизмы управления способствовали становлению самостоятельности и ответственности школы. При такой ставке можно надеяться на изменения качества образовательных услуг.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Статьи
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0