Объектом нашего исследования являются формальные и собранные по интересам группы подростков, а предметом - такие характеристики процессов идентификации, как цели, ценности и нормы. Подростковый возраст был выбран нами потому, что именно в этом возрасте, согласно различным периодизациям (Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин) складывается личностная идентичность (или отождествление).
Гипотезой нашей работы является предположение о том, что процессы идентификации в группах с обязательным и факультативным контекстом характеризуются разным содержанием целей, ценностей и норм. Особенностью целей в обязательной группе является то что они навязаны, рассогласованы, вменены сверху. Подростки собираются для общения, а класс, как организационно-педагогическая единица создается для учебной деятельности. В противоположность этому цели в факультативной группе вырабатываются в процессе деятельности и связаны с реальной деятельностью группы. Цели и ценности связанны между собой , и мы предполагаем, что основной целью членов группы собранной в обязательном контексте являются хорошие межличностные отношения, а членов группы собранной в факультативном контексте - продуктивное включение в деятельность группы. Особенностью норм в обязательной группе, будет то, что они вводятся, могут приниматься или не приниматься. Классный час, классный руководитель. Поощрение либо наказание за успеваемость. Все спланировано и организованно сверху. Специфической особенностью норм факультативной группы будет то, что они опосредованны через социальную иерархию, каждый делает то что входит в рамки принятой им роли.
Предполагается использовать следующие методы:
1) Интервьюирование подростков в ситуации факультативной группы (благотворительный клуб "Интеракт") и в ситуации обязательной группы (учебный класс).
2) Контент-анализ сочинений из двух типов рассматриваемых групп (небольшой рассказ на тему «Я и группа»)
3) Наблюдение группы подростков в ситуациях факультативной и обязательной группах, анализ взаимодействия в группах.
4) Методика ценностных ориентаций Рокича.
Начиная данное исследование, мы задавались вопросом о проектировании старшей школы как института, ориентированного на становление социальной самостоятельности юношей и девушек. Социальная самостоятельность, на наш взгляд, связана с социальными притязаниями (идеалом) юноши или девушки и возможностью реализовать его в тех или иных условиях. Рассматривая вопрос реализации социального притязания, мы в первую очередь обсуждаем образование как условие, способствующее этому и группу, как то, что для подростка является одним из важнейших условий развития идентичности.
[1] Важно отметить, что мы пока не можем провести границы между юношеским и подростковым возрастом как культурно-историческими феноменами. Наверное, это задача будущего. Однако, слово «подросток» употребляется в данной статье в отношении к возрастному содержанию, формально могущему охватывать 12 – 17 летних, а слова «юноша» и «девушка» для людей немного старше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.