ВЫДАЮЩИЙСЯ АВИАЦИОННЫЙ ВОЕНАЧАЛЬНИК
От красноармейца времен гражданской войны до Главного маршала авиации - таков славный жизненный путь Павла Федоровича Жигарева, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. П.Ф. Жигарев родился 19 ноября 1900 года в деревне Бриково Весьегонского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Он учился в Николо-Высоковской церковно-приходской школе, при этом проявил хорошие способности. Однако средств для продолжения образования в семье не было, и ему пришлось с двенадцати лет помогать отцу - Федору Даниловичу. Когда же отца в 1914 году в связи с началом первой мировой войны мобилизовали в армию, Павел стал первым помощником матери - Прасковьи Васильевны.
Пролетарская революция 1917 года круто изменила судьбы людей в России. В 1919 году Павел был призван в Красную Армию, сражался в ее рядах за Советскую власть, там же на фронте был принят в члены партии коммунистов. После двух лет учебы в Тверской кавалерийской школе красных командиров он был назначен командиром взвода 55-го кавалерийского полка 14-й Майкопской кавалерийской дивизии.
В начале 20-х годов руководство Советской России бросило клич: "Трудовой народ, строй Воздушный Флот!" Этот призыв нашел горячий отклик у советских людей. Строились заводы для производства новых боевых самолетов. Молодежь стремилась овладеть авиационными знаниями. "Хочу научиться летать и перейти для прохождения дальнейшей службы в авиацию", - такими словами начинались рапорты многих молодых командиров Красной Армии. Страстное желание обучаться летному делу выразил тогда и Павел Жигарев. Обладая пытливым умом, природной любознательностью и большой настойчивостью в овладении знаниями, он не без основания рассчитывал, что сумеет быстро овладеть авиационной техникой. Аттестуя командира взвода, его непосредственный начальник в 1925 году писал: "У товарища Жигарева имеется большое желание учиться в авиашколе. Считаю необходимым послать, так как товарищ Жигарев при своей энергии может достичь тех целей, какие у него зародились в голове".
Летом 1925 года Жигарева переводят для дальнейшей службы в 1-ю легкобомбардировочную авиационную эскадрилью на должность помощника коменданта аэродрома. Именно с этого момента Павел Федорович стал овладевать новой воинской профессией - пересев с коня на самолет. Аэродром встретил новичка рокотом моторов, запахами масла и выхлопных газов. Все было здесь необычно: и правила полетов, и авиационные термины. Однако Павел Федорович быстро освоился в новой обстановке. Обязанности помощника коменданта аэродрома он совмещал с изучением авиационной техники. С разрешения командира эскадрильи часто присутствовал на занятиях летчиков, пытливо расспрашивал авиаторов о назначении каждого прибора, каждой рукоятки, смонтированных в кабине самолета. Наконец, ему было разрешено подняться в воздух в кабине летчика-наблюдателя. Ни с чем не сравнимое ощущение первого полета запомнилось Павлу Жигареву на всю жизнь. Стремление связать свою судьбу с авиацией укрепилось в нем еще больше.
Старание и расторопность, увлеченность авиацией не остались незамеченными. Командир эскадрильи особенно подчеркивал страстное желание Жигарева "разобраться во всех отраслях авиационного дела". В заключении характеристики на стажера он сделал вывод: "Жигарев очень желательный кандидат в летную школу". И вот в декабре 1925 года Павел Жигарев был зачислен слушателем Ленинградской школы летчиков-наблюдателей.
Быстро пролетели годы учебы в авиашколе. В 1927-1930 гг. Жигарев служил в Ростове, затем в Оренбурге и, наконец, в Сталинграде летчиком-наблюдателем, преподавателем аэронавигации. И всюду командиры отмечают большую работоспособность молодого штурмана, стремление как можно глубже постичь тайны сложной авиационной специальности. Как одного из лучших преподавателей, в 1930 году его направили на учебу в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского на вновь открывшийся командный факультет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.