Укреплению ВВС способствовало решение Ставки Верховного Командования от 29 июня 1941 года о создании военного совета ВВС. Председателем совета был назначен П.Ф.Жигарев. Включение в его состав, помимо руководства ВВС, Наркома авиапромышленности и представителей ЦК ВКП(б) позволило сосредоточить силы и средства основных отраслей промышленности и тыла страны для оказания действенной помощи для оснащения авиации необходимой техникой и вооружением. Военный совет принимал меры к устранению недостатков в боевой и оперативной подготовке ВВС.
Наиболее серьезные, принципиальные вопросы развития военной авиации и организации ее действий на фронтах решались обычно на заседаниях Государственного Комитета Обороны под председательством И.В.Сталина. На них часто заслушивались доклады генерала П.Ф.Жигарева. Он тщательно готовился к каждому выступлению перед членами ГКО, изучал все детали рассматриваемого вопроса, подкреплял расчетами свои предложения. Помимо этого Павел Федорович постоянно бывал на докладах у Верховного Главнокомандующего в Кремле в его рабочем кабинете. Так, за год с апреля 1941 по апрель 1942 года генерал Жигарев был на приеме у И.В.Сталина более 70 раз.
Доложенные им соображения о необходимости создания мобильных авиационных резервов были одобрены и практически осуществлены путем создания резервных авиационных групп (РАГ). Первые шесть таких групп были сформированы уже в июле 1941 года. Они, как правило, маневрировали между фронтами в целях усиления их ВВС на главных направлениях. В ряде случаев РАГ решали самостоятельные задачи.
Расчеты и предложения штаба ВВС легли в основу решений ГКО о разукрупнении авиаполков и об использовании на фронте устаревшей материальной части. В августе 1941 года произошла реорганизация авиационного тыла. Как ненужное управленческое звено были расформированы авиабазы, а батальоны аэродромного обслуживания облегчены и унифицированы. Много пришлось заниматься Павлу Федоровичу и вопросами работы авиационной промышленности, особенно в восточных районах страны.
Генерал Жигарев был непосредственным организатором действий ВВС при выполнении важнейших оперативно-стратегических задач. Павлом Федоровичем был разработан план боевых действий авиации по разрушению нефтеперегонных заводов и выводу из строя нефтепромыслов в Румынии. Удары по объектам начались уже 26 июня и продолжались до 18 августа 1941 года. В результате советская авиация совершила 180 самолето-вылетов. Были разрушены и повреждены нефтеочистительные заводы, крекинговые установки, различное оборудование.
Когда Верховное Главное Командование в августе 1941 года поставило задачу перед ВВС и авиацией Балтийского флота в ответ на налеты фашистской авиации на Москву и Ленинград нанести воздушные удары по военным объектам Берлина, генерал-лейтенант Жигарев для координации действий летчиков вылетел на остров Сааремаа (Эзель), с аэродрома которого осуществляли свои полеты дальние бомбардировщики. После ряда подготовительных мероприятий, в том числе и разведывательного полета по спланированному маршруту, в ночь на 8 августа 1941 года 12 экипажей 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота во главе с командиром полковником Е.Н.Преображенским нанесли удар по Берлину. В последующем к удару по Берлину была привлечена группа летчиков 81-й авиационной дивизии Дальней бомбардировочной авиации Главного Командования, которой командовал комбриг Т.В.Водопьянов. Авиационные удары советской авиации возвестили всему миру о ее стратегических возможностях воздействовать по глубоким объектам Германии, в частности по ее столице.
В августе 1941 года было принято решение Ставки ВГК об усилении авиации под Ленинградом. К моменту наступления фашистов на Ленинград там было сосредоточено 600 самолетов ВВС Ленинградского фронта и 200 самолетов авиации Балтийского флота. Здесь же действовал 7-й истребительный авиационный корпус ПВО. Павел Федорович в августе 1941 года в составе комиссии ГКО вылетел в осажденный Ленинград в интересах укрепления ВВС Ленинградского и Карельского фронтов, а также для организации их взаимодействия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.