Выдающийся авиационный военачальник - Павел Федорович Жигарев, страница 3

В сентябре  1938  года комдив П.Ф.Жигарев возвратился в Москву. Родина высоко оценила его боевую деятельность, наградив орденом Красного Знамени. В Москве его ждало новое назначение - начальником управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. Однако вскоре П.Ф.Жигарев был переведен на должность командующего ВВС 2-й отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. С Дальнего Востока за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны он возвратился в Москву.

В апреле 1941 года он становится начальником Главного управления ВВС РККА. В это время в нашей авиации развернулось перевооружение частей и переподготовка летного и технического состава на новую материальную часть. Еще только начали поступать новые технически совершенные самолеты: истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3,пикирующие бомбар дировщики Пе-2, штурмо- вики Ил-2. Они по ряду летно-технических харак- теристик превосходили ана- логичные самолеты фашис- тского воздушного флота, но их было еще очень мало.

К тому же еще низким оставался общий уровень летной и штурманской подготовки личного состава ВВС.

 
 


                                                 Военный атташе в Китае полковник

                                                                    П.Ф.Жигарев, 1938 г.

летной и штурманской подготовки личного состава ВВС. Недостаточна была и мобилизационная готовность большинства частей и соединений Военно-Воздушных Сил. Катастрофически не хватало аэродромов. На каждом аэродроме располагались, как правило, два-три полка. Проводить учебные полеты в таких условиях было очень трудно. Кроме того, значительная часть аэродромов, особенно армейской авиации, располагалась так близко от государственной границы, что была уязвима не только от авиации, но даже и  от артиллерии противника.

Военно-политическое руководство страны по усилению ВВС принимало срочные меры. Главное управление ВВС и лично П.Ф.Жигарев работали не покладая рук над повышением боеготовности и боеспособности ВВС. Однако устранить все недостатки в боевой и оперативной подготовке частей и соединений ВВС за столь короткое время, которое оставалось до начала войны,  было невозможно.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Павел Федорович тяжело переживал неудачи, создавшуюся сложную воздушную и наземную обстановку на советско-германском фронте и принимал всевозможные меры для восстановления боеспособности авиационных частей и соединений, которые понесли значительные потери. Уже в первый день войны своей директивой с согласия Генерального штаба он передал в состав ВВС Западного фронта около 100 новых истребителей МиГ-3, чем в какой-то мере оказал помощь фронту, потерявшему в этот день 728 боевых самолетов ( 47 процентов боевого состава).

Первые семь суток войны Павел Федорович, будучи начальником Главного управления ВВС, не имел возможности непосредственно оперативно управлять боевыми действиями и влиять на их ход. Это объясняется тем, что фронтовая и армейская авиация подчинялась только командованию фронтов и армий, дальнебомбардировочная - действовала частично по решению фронтов, а основные ее силы - по плану Ставки Главного Командования. Генерал-лейтенант Жигарев со своими подчиненными готовил предложения Генеральному штабу об использовании соединений и частей ВВС внутренних округов, а после их утверждения организовывал перелеты авиации в районы боевых действий. Надо отметить, что ввод в бой пребывающих авиачастей происходил без достаточной подготовки. Молодые летчики по прибытии в части нередко зачастую сразу же начинали боевые вылеты, что приводило к неоправданным потерям. Руководство ВВС уже на третий день войны предоставило в Генеральный штаб предложения по устранению недостатков в применении фронтовой авиации, организации ударов по аэродромам противника, маневру своей авиации и ее взаимодействию с войсками.