Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996г
М.В. Горячева.
Во что играют подростки?
Долгое время психолого-педагогическая наука была обращена к играм детей дошкольного возраста, в то время как игра подростков изучена явно недостаточно. И на сегодняшний день практически нет ни одного исследования, которое бы отражало достаточно полно специфику именно подростковой игры.
Один из ведущих исследователей в области детской психологии Д.Б.Эльконин, трактуя игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых»[2. с. 19-20], с одной стороны, как бы ограничивает возраст "игровости" дошкольным, а с другой стороны, отмечая, что в сознании подростка появляется "серьезная игра", тем самым не исключает возможности существования игры в подростковом возрасте. А Эрик Штерн [3] описывает "серьезную игру" как некоторую промежуточную форму между детской игрой и серьезной, ответственной деятельностью взрослого человека, рассматривая функции и особенности игрового поведения через призму возрастных изменений. Однако, при всем при том, мы в этом месте видим еще одно противоречие: понятие "серьезная игра" Штерн употребляет по отношению к юношам, а в настоящее время, в связи с неоднозначностью границ переходного периода, этот термин используется относительно подросткового возраста.
Поэтому, прежде чем говорить о специфике собственно подростковой игры, нам необходимо выяснить: во-первых, есть ли в подростковом возрасте игра (иначе говоря, играет ли подросток), во-вторых, чем эта игра отличаются от игры дошкольников? То есть наше исследование будет проведено в два такта: в первом такте предметом исследования будут чисто внешние характеристики игровой деятельности подростков в ее отличии от игры дошкольников, а во втором такте предметом исследования будут специфические особенности собственно подростковой игры.
В настоящей статье я коснусь только первой части нашего исследования. Что же касается второй части, то я лишь помечу основные направления дальнейшей работы.
Итак, на основании обзора литературы (а точнее, анализа исследований Д.Б.Эльконина и Э.Штерна) и эмпирических наблюдений мы предположили, что для подростка свойственно игровое поведение, — иначе говоря, подросток играет.
Для проверки исходной гипотезы было проведено исследование, которое состояло из методов наблюдения и анкетирования. Метод наблюдения, на наш взгляд, позволяет увидеть внешние проявления игровой деятельности подростков, а метод анкетирования использовался для определения отношения подростка к игре.
Исследование, проводившееся на базе ЭШК «Универс» в 6 и 9 классах, подтвердило наше предположение, касающееся игровых характеристик поведения подростков. Также в процессе наблюдения были выделены характерные типы игр, в которые играют подростки (в соответствии с типологией игр, предложенной С.А.Шмаковым [2, с. 103]). Но, прежде чем приступить к описанию явлений, которые были отфиксированы как игровые, необходимо оговорить, по каким признакам мы дифференцировали игровую ситуацию от неигровой. Это:
- во-первых, субъективное отношение подростка к некоторой деятельности как к игре (например, свои действия и настоящую деятельность подростки сопровождают высказываниями типа: "...кончай играть...", "...я не играю...");
- во-вторых, мы определили как признак "игровости" черты, которые, по мнению С.А.Шмакова [2], присущи большинству игр [2, с.96]: свободная деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата; творческий, в значительной степени импровизационный, очень активный характер этой деятельности (иначе — "поле творчества"); эмоциональная приподнятость во время деятельности, соперничество, состязательность, борьба...; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры; в-третьих, согласно Д.Б.Эльконину [4], признак игровой деятельности — взятие на себя роли (или ролей).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.