РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу «Возможности построения группового риска»
студентки психолого-педагогического факультета
Красноярского Государственного университета
Немченко Александры Владимировны
Данная дипломная работа рассматривает крайне актуальную на сегодняшний день тему ранней диагностики степени риска зависимого поведения. В представленной работе автором предпринята попытка исследования и описания возможностей построения типологии группового риска для классов (групп) подростковой школы. Работа состоит из введения, анализа ситуации, теоретической и экспериментальной частей, выводов, приложения и списка использованной литературы.
Во введении автор работы обосновывает необходимость исследования подросткового возраста как периода актуального риска, определяет цели и задачи, объект и предмет исследования. Данная работа носит прикладной характер, и была выполнена в рамках проекта «Профилактика наркозависимости в условиях школы» на базе Красноярской университетской гимназии «Универс» № 1. Опираясь на теоретическую базу, было доказано, что риск распространения аддикции зависит с одной стороны от индивидуальных особенностей подростков, а с другой стороны от характеристик самой группы. В связи с этим автором выдвигается гипотеза о том, что степень риска распространения аддиктивного поведения в классе зависит от характера взаимосвязи критериев, повышающих риск.
В теоретической части рассматривается понятие зависимости в психологии, специфика проявления зависимости в подростковом возрасте, связанная с процессами идентификации и самоопределения, малые подростковые группы как фактор группового риска, а также само понятие ‘риска’ в психологии. Тщательный анализ источников и ситуации свидетельствуют о понимании студенткой основных понятий и положений современной психологии в области аддиктивного поведения, что позволяет обсуждать зависимые формы поведения с точки зрения формирования зависимости что в дальнейшем может быть использовано для выстраивания профилактических программ в условиях школы.
Несомненную пользу представляет экспериментальная часть работы, где сделана попытка исследовать возможности диагностики группового риска. В работе использовалась схема анализа группового риска для оценки возможности аддиктивного заражения, предложенная в дипломной работе Сысоевой О. В., выполненной в рамках того же проекта в 2001 – 2002 г.г. На основании этого были проведены четыре методики (социометрия, атмосфера в группе, анкета приемлемости и ЦОЕ), сделан анализ и обобщение результатов, а также разработан способ интерпретации данных. Результаты представлены в таблицах. На основании проведенной экспериментальной работы сделаны выводы о взаимосвязи критериев, влияющих на степень риска распространения аддикции и о том, что изменение соотношения критериев может привести к изменению выводов о степени риска для конкретного класса (группы).
Материал изложен логично и последовательно. В работе использован академический стиль, адекватный язык и терминология. Работа оформлена с незначительными нарушениями требований.
Дипломная работа Немченко А. В. может быть оценена на « ».
Рецензент Б.И. Горный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.