А в 14-15 лет, в связи с появлением готовности занять свое место в обществе, подросток "стремится использовать свои возможности, проявить себя" [1, с. 232], и он выстраивает свой образ действительности посредством собственных действий, где последние и являются игрой — с нашей точки зрения, а с его — совершенно серьезной деятельностью (отсюда и серьезное отношение).
На основании вышеизложенного мы предположили, что подростковая игра отличается от игры дошкольников следующим: во-первых, отсутствует специально выстроенное игровое пространство, то есть в подростковом возрасте, в отличии от дошкольного, где игровое пространство создается не одним человеком, а возрастным сообществом, игра может осуществляться одним человеком, для которого не принципиально наличие какого-то определенного места; во-вторых, в подростковой игре изменяются роли, то есть если в дошкольном возрасте ребенок эксплуатирует известный, доступный ему ролевой материал, то в подростковом возрасте ребенок принимает на себя роль, которая соответствует его индивидуальным ожиданиям, собственным способностям; в-третьих, в подростковом возрасте появляется серьезное отношение к игре, то есть в сознании подростка не дифференцируется игровая ситуация от ситуации реальной.
Понятно, что описание специфических особенностей собственно подростковой игры в ее отличии от игры дошкольников — это всего лишь гипотезы, проверка которых — дело дальнейшего исследования.
Литература.
1 Психология современного подростка // Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
2 Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
3 Штерн Э. Серьезные игры в юношеском возрасте//Бюллетень клуба конфликтологов. Вып.З, ч.2. Красноярск, 1994.
4 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.