На основании вышеизложенного наблюдались следующие игры: спонтанные забавы на школьных переменах, юмористические забавы, игры с правилами, интеллектуальные игры, подражательные игры, спортивные или двигательные игры, компьютерные игры, "баловство", "непослушание".
Так, в шестом классе наиболее часто встречаются следующие типы игр:
1. Спонтанные забавы детей на школьных переменах.
Признаком этих игр является их спонтанный характер. А отличительной особенностью — отсутствие игровых ролей. В этих играх дети объединяются в группы (более двух человек), а для осуществления игры придумывают правила по ходу действия. Играют в основном на переменах, в свободное от учебы время.
2. Юмористические забавы.
В этих играх дети веселятся, смеются, импровизируют…Могут играть не только на переменах, но и на уроках. В этих забавах ребенок, с одной стороны, может играть, не принимая на себя роль, а с другой стороны — подросток может принимать на себя роль, которая находит признание в сообществе сверстников, и действует в соответствии с принятой ролью (например, "шут" — рассказывает анекдоты, кривляется, пока все смеются.)
3. Спортивные или двигательные игры
Здесь подростки соревнуются, состязаются, конкурируют (кто выше, кто быстрее, кто сильнее...) Отношение к спорту как к игре (забаве): они не принимают жестких правил, в спортивный инвентарь могут "превратить" иные предметы. Эти игры могут осуществляться без принятия подростком какой-то определенной роли.
4. Игры с правилами.
Для этих игр характерны название и жесткие правила. Играют парами или группами. Существуют специальные ритуалы, без которых игра не осуществляется. Обязательно наличие игровых аксессуаров (например, вкладышей).
5. Игра в «путешествие» (интеллектуальная).
При помощи географической карты школьники рассуждают о возможных путях перемещения из одного места в другое (например, из Европы в США). При этом очень эмоционально обсуждают возможности того или иного вида транспорта в определенных условиях, "демонстрируя" при этом свои знания по географии (например: "здесь водопад — не проедет..."). На наш взгляд, эта игра явилась некоторым синтезом интеллектуальной и сюжетно-ролевой игр. То есть здесь очевидно, что подросток действует по мотивам воображаемой ситуации ("шоссейная дорога", "горная дорога", "морской путь") на географической карте и стремится быть "как будто бы", иначе говоря, принимает на себя какую-то определенную игровую роль (например, роль путешественника).
6. Подражательные игры.
Школьники копируют движения, действия, привычки, голос героев просмотренных фильмов или телевизионных знаменитостей (иногда сообщая окружающим, кого изображают: "Я — Робокоп.", "Я — Валдис Пельш...". Здесь можно говорить, что это проигрывание некоторого "спектакля". А участники этих "спектаклей" несут принятые ими или навязанные им роли, овладевают объектом подражания.
7. Компьютерные игры.
На переменах школьники очень оживленно обсуждают возможности выигрыша-проигрыша, сюжет и собственно действия, приведшие к определенной результативности.
8. Также можно назвать игрой такие ситуации, как "баловство", "непослушание"...
Можно сказать, что в этих ситуациях подросток берет на себя некоторую чужую, но наверняка соответствующую его настроению, положению роль и реализует ее посредством некоторых действий, слов, использование которых он может прекратить, как только почувствует реальную "опасность" (например, "двойка" за поведение...).
В девятом классе подростки играют в те же игры, но они (игры) несколько изменились. Так, например:
Игры с правилами ("карты")
Для осуществления этой игры совершенно необязательно принимать на себя какую-то роль. И необязательно для подростка-девятиклассника соблюдать правила. Ради выигрыша (успеха) они способны "обходить" правила (как они говорят, "мухлевать"), а также могут переделать их, чтобы было или проще, или быстрее;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.