Проектирование и анализ режимов работы рельсовых цепей, страница 5

Мощность короткого замыкания              

6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ

     С каждым годом на железнодорожном транспорте расширяется внедрение современных средств автоматики и телемеханики. Разрабатываются новые системы автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, диспетчерской и электрической централизации, устройства переездной сигнализации, интенсивно используется автоматика на сортировочных горках. От надежности работы этих систем во многом зависят интенсивность перевозок и безопасность движения поездов. Основой всех перечисленных систем являются рельсовые цепи, выполняющие функции датчиков информации о местонахождении подвижного состава, а также используемые как телемеханические каналы для передачи информации между путевыми и поездными устройствами. Благодаря рельсовым цепям возможно обеспечение максимальной пропускной способности участков и станций, а также повышение безопасности движения поездов.

Наиболее подверженным отказам элементом является изолирующий стык. В силу технических ограничений отказаться от их использования сейчас не представляется возможным, особенно на раздельных пунктах. В качестве технических мер можно предложить отказ от изолирующих стыков там, где это возможно (например, на перегонах, в составе которых нет стрелочных переводов), и совершенствование технологий изготовления изостыков на основе современных материалов.

Отсутствие регламентных процедур по измерению остаточной намагниченности рельсов, наличие нелинейных зависимостей намагниченности от протекающего тока еще более осложняют ситуацию. В этом случае необходимо не только нормировать параметр намагниченности, но и тщательно проработать вопрос о замыкании магнитного потока, создаваемого двумя торцами рельсов не по воздуху, а через изостык. Это означает, что необходимо стремиться к созданию материала изостыка с высокими показателями магнитной проницаемости электрического сопротивления, механической прочности и пластичности, с хорошим уровнем адгезии для обеспечения поверхностного контакта. В качестве дополнительного средства контроля работы изостыка следует разработать и внедрить прибор для измерения остаточной намагниченности торцов рельсов.

Также большая доля отказов рельсовых цепей приходится на стыковые соединители. В настоящее время разработаны и внедряются новые типы стыковых соединителей, а именно: штепсельные, пружинные, шаберно-пружинные, тарельчатые. Наряду с организационными мерами по нормированию параметров стыковых соединителей применение новых типов соединителей позволит снизить число отказов рельсовых цепей. В качестве альтернативных решений следует рассмотреть возможность увеличения длины сварных плетей вплоть до блок-участка или перегона.

Большая доля отказов аппаратуры рельсовых цепей приходится на выход из строя из-за влияния внешних факторов, особенно при возникновении перенапряжения на входах и выходах аппаратуры за счет атмосферных явлений и деградации изоляции от силовых цепей. Разработанные и внедренные в последнее время элементы защиты (КЗУ РШ, ЗФ-220 и т.д.) позволяют в определенной мере снять остроту вопроса, но для более эффективной защиты требуется улучшение устойчивости самой аппаратуры рельсовых цепей к воздействию перенапряжений и, естественно, дальнейшее совершенствование элементов защиты.

Развитие технических и технологических средств, совершенствование элементной базы позволяют ставить и решать задачи создания аппаратуры рельсовых цепей нового поколения на основе цифровой обработки сигналов. По инициативе департамента разработаны и проходят подконтрольные испытания цифровое импульсное реле ИВГ-Ц, приемник тональной рельсовой цепи. Конечно, внедрение современных технических средств потребует определенных финансовых затрат, однако их преимущества неоспоримы.