6.1.12.6. «Методические указания по отдельным видам занятий»
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кафедра "Автоматика и телемеханика на железных дорогах".
Исследование кодовой рельсовой цепи переменного тока частотой 25 Гц.
Методические указания к лабораторной работе П-20 по циклу "Автоматика и телемеханика на перегонах".
Санкт-Петербург
2004 г.
Цель работы - изучение аппаратуры и исследование основных режимов работу рельсовой цепи.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Кодовые рельсовые цепи частотой 25 Гц применяются на одно- и двухпутных участках железных дорог, оборудованных автоблокировкой при электротяге переменного тока 50 Гц.
Схему кодовой рельсовой цепи частотой 25 Гц с наложением кодовых сигналов АЛС с питающего и релейного концов на несущей частоте 25 Гц (рис.1а) используют на двухпутных участках железных дорог с учетом возможности движения поездов по неправильному пути по сигналам АЛС. Рельсовая цепь питается от высоковольтной линии переменного тока частотой 50 Гц, что дает возможность резервировать электропитание автоблокировки от линии электроснабжения. Сигнальный ток частотой 25 Гц получается от статического преобразователя частоты ПЧ50/25-100, на выходе которого можно получить напряжения от 5 до 175 В через каждые 5 В, что используется для регулировки рельсовой цепи. В схеме при движении в правильном направлении медленнодействующий повторитель дополнительного трансмиттерного реле ДПТ обесточен, а при движении в неправильном направлении ДПТ работает в кодовом режиме, осуществляя полное разделение релейных и кодирующих устройств, исключая влияние конденсаторов Ск и Сид на цепь путевого реле. С релейного конца рельсовая цепь кодируется дополнительным трансмиттерным реле ДТ.
Для питания рельсовых цепей сигнальным током частотой 25 Гц применяются статические электромагнитные преобразователи типа ПЧ-50/25-100 (рис.2а и рис.2б). Преобразователь частоты по надежности работы приближается к обычным трансформаторам. Коэффициент полезного действия их равен 70-75%, cos = 0,6-0,9. Величина напряжения переменного тока частотой 25 Гц на выходе преобразователя остается практически неизменной при значительных колебаниях напряжения питающей сети 50 Гц.
Принцип действия преобразователя частоты основан на параметрическом возбуждении колебаний, возникающих в резонансном контуре , если параметры емкости или индуктивности изменяются о частотой, вдвое большей, чем резонансная частота контура (рис.2а). В результате периодического насыщения магнитопровода однополупериодным током с частотой 50 Гц в обмотке В возникают параметрические колебания с частотой 25 Гц. Обмотки А-А и Б-Б, подключенные к сети, служат только для намагничивания магнитопровода и включаются встречно, чтобы в средней обмотке В не индуктировался переменный ток частотой 50 Гц. В качестве диодов Д1 и Д2 применена кремниевые диоды Д-243, рассчитанные на прямой ток 5 А и обратное напряжение 200 В. Ёмкость С=80 мкФ представляет собой блок из восьми конденсаторов типа МБГЧ-10-250. Конденсаторы смонтированы на изоляционной панели и заключены в металлический футляр. Для регулировки снимаемого напряжения обмотка В выполнена в виде трех обмоток.
Путем комбинация их включения от преобразователей можно получить 35 различных напряжений от 5 до 175 В с интервалом в 5 В. Схема преобразователя с данным количеством витков обмоток дана на рис.3б.
Преобразователь не нуждается в защите от коротких замыканий и перегрузок. Если ток нагрузки преобразователя превышает величину, определяемую расчетной мощностью, процесс преобразования частоты прекращается. После устранения перегрузки работа преобразователя автоматически восстанавливается при напряжении сети не ниже 180 В и не выше 270 В.
Аппаратура защищается от импульсных перенапряжений, возникающих от воздействия тягового тока и грозовых разрядов, разрядниками FV типа РВН-250 или нелинейными выравнивателями.
Импульсное реле И устанавливают на входном конце рельсовой цепи с тем, чтобы кодирование осуществлялось навстречу поезду и обеспечивалась работа АЛС. Для нормальной работы устройств АЛС необходимо, чтобы при шунтировании входного конца рельсовой цепи при минимальном сопротивлении изоляции ток в рельсах был не менее 1,4 А.
Параметры схемы релейного конца выбраны с учетом согласования уровня тока АЛС при наличии шунта на релейном конце (1,4 А) с уровнем напряжения на обмотке импульсного путевого реле (Uр = 3,84 В) и входе фильтра (Uф = 6,6 В, Iф = 0,03 А).
От мешающего влияния тягового тока и его гармонических составляющих импульсное путевое реле защищено электрическим фильтром ФП типа ФП-25 (рис. 1б). Он содержит три параллельных контура С1Т1, C2T2, C3L и конденсатор С4. Контуры С1Т1 и С2Т2 настроены на частоту сигнального тока 25 Гц, и, обладая на этой частоте большим сопротивлением, они не шунтируют ток частотой 25 Гц. Контур C3L настроен на частоту 50 Гц и является заградительным элементом на этой частоте. Фильтр ослабляет сигнал на частоте 50 Гц не менее чем в 100 раз. На сигнальной частоте 25 Гц этот контур имеет индуктивное сопротивление, которое совместно с конденсатором С4 образует последовательный резонансный контур, настроенный на частоту 25 Гц, чем обеспечивается малое затухание фильтра на сигнальной частоте 25 Гц. Входное сопротивление фильтра на частоте сигнального тока 25 Гц при включении на выходе импульсного путевого приемника типа ИМВШ-110 Z200 Ом, а напряжение, подаваемое на вход фильтра, необходимое для создания на его выходе напряжения надежного срабатывания и несрабатывания путевого приемника, соответственно 6,6 и 4,55 В.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.