ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»
А.Б.Никитин, С.В.Ракчеев
АППАРАТЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Методические указания к лабораторной работе
по курсу «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики»
Санкт-Петербург
2010
1. Структура электрической централизации
Электрическая централизация (ЭЦ) – это комплекс устройств управления стрелками и светофорами, предназначенный для обеспечения безопасности движения поездов на станции и улучшения условий труда оперативного персонала.
В составе ЭЦ выделяют следующие узлы:
- аппараты управления;
- электрические схемы управления и контроля;
- исполнительные устройства управления и контроля: стрелочные приводы, светофоры, рельсовые цепи.
Оборудование ЭЦ размещается на посту ЭЦ (постовое оборудование) и на путях и междупутьях станции (напольное оборудование). Постовое оборудование размещается в специализированных по назначению помещениях: аппаратной, релейной, кроссовой, аккумуляторной, связевой, питающей. На малых и средних станциях некоторые помещения могут объединяться.
Напольное оборудование размещается непосредственно у объекта управления: стрелочный электропривод (СЭП) рядом со стрелочным переводом, лампы светофоров внутри линзовых комплектов. Оборудование рельсовых цепей размещается как на посту (контрольные реле, генераторы и приемники), так и в поле (питающие и релейные трансформаторы, дроссель-трансформаторы, рельсовые соединители, изолирующие стыки).
Действия оперативного персонала заключаются в воздействии с помощью аппарата управления на схемы электрической централизации с тем, чтобы обеспечить приготовление маршрута для движения поезда.
Маршрутом называется часть путевого развития станции, подготовленная для движения подвижного состава с учетом требований безопасности. Признаком готовности маршрута является разрешающее показание на светофоре, от которого данный маршрут был задан. Маршрут, приготовленный для движения поезда называется поездным, маневрового состава – маневровым. Поездные маршруты делятся на маршруты приема, предназначенные для приема поезда с перегона на станцию, отправления, предназначенные для отправления поезда на перегон и передачи, предназначенные для проследования поезда из одного района (пути) станции в другой. Любой маршрут имеет начальную и конечную точку.
Как поездные, так и маневровые маршруты бывают основными и вариантными. Основной маршрут – это маршрут, позволяющий двигаться из начальной в конечную точку маршрута с максимально разрешенной скоростью по минимальному количеству стрелок с минимальными отклонениями по ним. Все остальные маршруты, допустимые топологией путевого развития станции, проложенные из той же начальной точки в ту же конечную являются вариантными.
2. Аппараты управления
Управление и контроль устройств ЭЦ осуществляется с помощью специальных аппаратов управления – пульт-табло (ПТ) или пульт-манипулятора (ПМ) и выносного табло (ВТ). ПТ отличается тем, что кнопки и рукоятки управления размещаются вместе с элементами индикации путевого развития (светосхемой) на одном конструктивном элементе, при этом кнопки набора маршрутов установлены рядом с повторителями светофоров. ПМ изготавливается отдельно для размещения на нем кнопок и стрелочных коммутаторов.
ПТ применяется на малых станциях с числом стрелок до 30 и состоит из одной или двух секций. ПМ и ВТ применяются на средних и крупных станциях для улучшения обзора всей станции и снижения утомляемости оперативного персонала. На ВТ размещена светосхема путевого развития станции с перегонными участками приближения-удаления, контрольными трафаретами общестанционных устройств, а на ПМ сгруппированы маршрутные и вспомогательные кнопки и стрелочные коммутаторы. Кроме того, на выносном табло размещаются пломбированные кнопки и кнопки со счетчиком числа нажатий, предназначенные для реализации ответственных команд управления во вспомогательном режиме, когда нарушена логика работы устройств ЭЦ или возникла какая-та неисправность, при которой невозможно выполнить те или иные штатные команды управления. Нажатие таких кнопок подразумевает принятие решения по обеспечению безопасности оперативным дежурным персоналом, поэтому оно производится с оформлением соответствующей записи в специальном журнале.
На особо крупных станциях с числом стрелок более 100 применяются два ПМ, за каждым из которых работает оператор. В таких случаях производится разделение зон управления станцией, как правило по вертикальной оси станции с тем, чтобы граница зон проходила по приемо-отправочным путям.
ПМ выполняется из нескольких секций, средняя из которых прямоугольная, а остальные имеющих в плане вид трапеций, примыкающих друг к другу сторонами таким образом, что они образуют полукруг, в центре которого находится рабочее место оперативного дежурного. На каждой секции органы управления сгруппированы по функциональному назначению: центральная секция отводится под размещение маршрутных кнопок (секция тип М) и кнопок общестанционных устройств, крайние слева и справа под стрелочные коммутаторы (секция тип К), к средней секции слева или справа примыкает секция связи (тип С), на которой размещены кнопки вызова абонентов.
Существует четыре вида исполнения контрольной индикации на ПТ или ВТ: точечная, желобковая, мозаичная (тип «Домино») ламповая или светодиодная.
Точечная индикация выполняется в виде отдельных ламп, размещенных вдоль путевого развития станции, отображаемого с помощью металлических шильд.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.