Два ближайших блок-участка перегона, прилегающих к станции называются участками удаления и приближения. Для контроля их состояния используются по одной ячейке с двумя лампами. Горение белой лампы сигнализирует о свободности блок-участка, красной – о его занятости.
Контроль свободности всего перегона осуществляется ячейкой «Контроль перегона». Если все блок-участки перегона свободны, то горит белая лампа, если занят хотя бы один блок-участок загорается красная лампа.
В верхней части табло размещаются контрольные ячейки общестанционного назначения: занятость комплектов выдержки времени для отмены и искусственной разделки маршрутов, режима работы светофоров день/ночь, контроля перегорания предохранителей, контроля заземления, контроля фидеров питания. Под ними располагаются стрелки направления, контролирующие процесс задания маршрута: стрелка соответствующего направления подсвечивается зеленым светом при установке поездного маршрута и белым светом при установке маневрового. После установки маршрута (открытия сигнала) стрелка гаснет. Если маршрут по какой-то причине не задался, стрелка останется гореть.
Контроль положения стрелок производится лампами над стрелочными коммутаторами: зеленой плюсовое положение, желтой минусовое, красной – стрелка без контроля. Зеленая или желтая лампа горят только при склоненной рукоятке стрелочного коммутатора или при включении специального режима «подсветка стрелок».
3.2. Управление
В централизации с раздельным управлением оператор сначала устанавливает стрелки по трассе задаваемого маршрута, а потом нажимает кнопку начала маршрута. Кнопки устанавливаются на каждый светофор, по которому может быть задан маршрут. Для входных и маневровых – это одна кнопка, для совмещенных светофоров – две. В некоторых типах централизаций для совмещенных светофоров используется одна кнопка, а вид маршрута определяется отдельно нажимаемой кнопкой рода маршрута (поездной или маневровый).
При маршрутном управлении используется одно- или двухконтактная двухпозиционная кнопка, установка маршрута производится однократным нажатием и отпусканием кнопок начала и конца маршрута. После нажатия кнопки рядом со светофорами, от которого и до которого задается маршрут, на светосхеме станции загораются зеленые ячейки (шильдики) начальной и конечной точки маршрута, контролирующие работу реле, устанавливающих маршрут. Шильдики гаснут после открытия светофора.
Ранее применялись трехконтактные трехпозиционные кнопки, маршрут устанавливался нажатием кнопки, отменялся путем вытягивания кнопки. Контроль работы реле набора маршрута осуществлялся лампами, установленными внутри кнопок. Такие кнопки занимают много места, требуют сложную регулировку контактных групп. Затруднена также замена перегоревших ламп. Поэтому, в настоящее время такие кнопки не применяются.
При неисправности устройств централизации или в нештатных ситуациях требуется осуществить воздействие на релейные схемы без проверки условий безопасности движения. К таким воздействиям относят: открытие пригласительного сигнала, аварийная смена направления на перегоне, перевод ложно занятой стрелки, искусственная разделка секций и некоторые другие. Во избежании случайного или ошибочного срабатывания устройств ЭЦ кнопки, которыми вызываются такие режимы работы, имеют специальную защелку, на которую они запираются и пломбируются специальными щипцами с личным номером электромеханика. Срыв пломбы и нажатие такой кнопки требует от дежурного собой бдительности, т.к. ответственность за безопасность движения поездов в таком случае ложится полностью на него. Как правило пломбированные кнопки применяются для искусственной разделки секций и перевода ложно занятой стрелки. Открытие пригласительного огня осуществляется кнопкой со счетчиком числа нажатий, что обеспечивает дополнительный контроль за действиями дежурного.
Воздействие на некоторые устройства ЭЦ необходимо осуществлять в течение длительного времени. Для таких целей применяют кнопки с фиксацией, которые после нажатия сохраняют свое положение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.