Аппараты управления и контроля электрической централизации: Методические указания к лабораторной работе по курсу «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики», страница 4

Управление стрелками осуществляется с помощью специальных стрелочных коммутаторов. Стрелочный коммутатор имеет три фиксированных положения: среднее, при котором стрелка включена в маршрутный набор, и два крайних – стрелка отключена от маршрутного набора и должна находится в положении, соответствующем положению рукоятки коммутатора. На ПТ при раздельном управлении стрелками применяются двухпозиционные коммутаторы, имеющие только крайние положения. Коммутаторы располагаются непосредственно в углу ветвлений стрелок либо на свободном поле в горловине станции.

Если положение коммутатора не соответствует положению стрелки, то световая ячейка положения коммутатора мигает красным цветом. В современных ПТ для раздельного управления стрелками применяются кнопки выбора стрелки и две общие кнопки перевода в плюсовое или минусовое положение.

На ПМ для стрелочных коммутаторов отводятся боковые секции по горловинам станции.

На ПТ или ВТ устанавливается стрелочный амперметр, показывающий потребляемый стрелочными электродвигателями ток. Он необходим для контроля дежурным за работой стрелок и предупреждения выхода из строя электродвигателя при длительной работе.

На ПТ или ВТ устанавливаются ключи-жезлы – специальные механизмы замкового типа. В замок вставляется специальный ключ с запаянным кольцом, на который крепится жезловая табличка, указывающая серию и назначение. Как правило ключи-жезлы используются для отправления на перегон с последующим возвратом на станцию хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива, а также для перевода станции в режим диспетчерского управления.

4.Технология работы за пультом ЭЦ. Порядок действий по управлению

Разделяют следующие режимы управления: основной, когда устройства исправны и управление осуществляется кнопками набора маршрутов; вспомогательный, когда нарушена логика работы устройств ЭЦ или некоторые устройства неисправны и требуют вмешательства оперативного персонала; аварийный, когда управление устройствами с помощью релейных схем невозможно и дежурный переводит стрелки вручную с помощью курбельной рукоятки.

В основном режиме возможно маршрутное и раздельное управление стрелками.

Для маршрутного управления предусматриваются специальные наборные реле, обеспечивающие фиксацию действий дежурного на пульте и передачу приказов на установку или отмену маршрутов в исполнительные схемы. Установка маршрута с любым количеством стрелок выполняется последовательным нажатием двух кнопок – начала и конца маршрута. Эти действия расшифровываются с помощью кодовых реле и преобразуются отдельно в приказы на установку стрелок по трассе маршрута, замыкания секций маршрута и открытия сигнала.

Подготовка стрелок к автоматическому переводу осуществляется по частям маршрута, расположенным между двумя кнопками управления. Маршрутный набор должен обеспечивать задание следующего маршрута не дожидаясь окончания установки исполнительными схемами предыдущего маршрута.

Раздельное управление в настоящее время применяется только на малых станциях. Для этого каждая стрелка, входящая в маршрут и ее положение, определяется оператором и управляется индивидуально, что требует повышенного внимания и при большом количестве стрелок может привести к ошибочным действиям. Раздельное управление производится с помощью стрелочных коммутаторов или кнопок управления стрелками. Для облегчения контроля положения стрелок по трассе маршрута применяется режим подсветки стрелок. Такой режим включается отдельной кнопкой без фиксации и позволяет на светосхеме станции подсветить все ячейки стрелочных секций с их текущим положению. После установки стрелок и проверки соответствия их положения требуемому в задаваемом маршруте оператор нажимает кнопку начала маршрута в следствии чего по текущему положению стрелок задается маршрут.

К раздельному управлению переходят также в случае неисправности маршрутного набора, когда нажатие начальной и конечной кнопки не позволяет установить все стрелки по трассе маршрута. В таких случаях оператор устанавливает стрелки каждую по отдельности, после чего нажимает специальную кнопку вспомогательного управления и, не отпуская ее, начальную и конечную кнопку маршрута.

Вспомогательный режим управления используется при нормальной нарушении работы устройств ЭЦ. Во вспомогательном режиме производят: