Эксплуатация, содержание и ремонт дорог и транспортных объектов: Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов специальности «Строительство дорог и транспортных объектов», страница 3

            Оценка безопасности движения на пересечении в одном и разных уровнях, на железнодорожных переездах.

Практическая работа № 1

Определение технического состояния дороги по её транспортно- эксплуатационным показателям.

Практическая работа № 2

Построение графиков коэффициентов аварийности и безопасности.

Литература:  4 §§ 21.3, 24.4…24.6;    5 §§ 34, 35; 20 глава I

Методические указания

            Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог определяются пропускной способностью,  скоростью движения и себестоимостью перевозок, а также безопасностью и удобством проезда по дороге. Они, как правило, обобщаются рядом показателей, определяемых отдельно в зависимости от пропускной способности дороги, скоростей движения одиночных автомобилей, коэффициентов безопасности и аварийности. Для этого строят графики пропускной способности дороги, коэффициентов безопасности и аварийности.

            Эффективность работы автотранспорта зависит от эксплуатационных качеств дороги, которые характеризуются системой эксплуатационных коэффициентов: коэффициентом прочности Кпр, службы Ксл, скользкости Кск, износа Кизн, интенсивности Кинт. Учащиеся должны знать эти коэффициенты. Подробно о них рассказано в учебниках 4 § 24.6  5 § 35. чтобы знать величины этих коэффициентов на различных участках дороги при помощи приборов определяют прочность дорожных одежд, ровность покрытий, сцепление шин автомобилей с покрытием (шероховатость), величину износа, интенсивность движения автотранспортных средств. В учебнике 4, § 21.3, 24.4, 24.5 описаны приборы, при помощи которых определяют эти показатели. В дорожных организациях для комплексных испытаний используются передвижные лаборатории. Подробнее о них учащиеся могут прочесть в учебнике 5  § 34.

            На основании полученных эксплуатационных коэффициентов и других данных, которые будут описаны позже, назначают виды ремонта.

            Капитальный ремонт назначают при коэффициенте прочности Кпр≤0,8 или Кинт 1.

            Вопросы по оценке состояния автомобильных дорог с учётом требований обеспечения безопасности движения изложен в 20, глава I.

            Изучая этот материал и не вдаваясь в детальные подробности учащиеся должны усвоить – как определяют скорости движения, пропускную способность дороги, уровни её загрузки и места возникновения заторов, как оценивают безопасность движения по дороге методами коэффициентов безопасности и аварийности, а также по статическим данным дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с выявлением наиболее опасных участков дороги. Учащимся следует усвоить и оценку безопасности движения на пересечениях в одном и разных уровнях и на железнодорожных переездах 20, п.п 1.5…1.7.


Вопросы для самопроверки

1  Перечислить показатели, по которым определяются транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги?

2  Какие коэффициенты характеризуют эксплуатационные качества дороги?

3  Какой показатель характеризует прочность дорожной одежды?

4  Каким образом можно определить требуемую прочность дорожной одежды?

5  Назовите приборы, применяемые для определения фактической прочности дорожной одежды.

6  Какой показатель характеризует состояние дороги?

7  Какое значение имеет ровность для повышения скоростей движения автомобилей и улучшения условий безопасности движения?

8  Приборы, инструменты, приспособления и установки, применяемые для измерения ровности покрытия?

9  Что такое коэффициент скользкости покрытия? Каково должно быть его значение, чтобы обеспечить безопасности движения на дороге?

10  Какими приборами и установками определяют шероховатость покрытия?

11  Какой коэффициент характеризует износ дорожного покрытия (замыкающего слоя?).

12  Приборы, применяемые для определения износа покрытий?

13  Что такое коэффициент интенсивности? При какой его величине необходимо устраивать более высокий тип дорожной одежды?

14  Как оценивает внешним осмотром состояние проезжей части?