Эксплуатация, содержание и ремонт дорог и транспортных объектов: Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов специальности «Строительство дорог и транспортных объектов», страница 2

            Значение комплексной механизации и автоматизации для повышения качества ремонта и содержания дорог. Внедрение современной дорожной техники, передвижных лабораторий и приборов для ремонта и содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и объективной оценки их состояния, а также передового отечественного и зарубежного опыта по организации и технологии ремонта и содержания дорог.

            Требования по охране окружающей среды в процессе ремонта и содержания дорог и транспортных объектов.

            Цели,  задачи и содержание изучаемой дисциплины. Значение предмета в подготовке техника. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами.

РАЗДЕЛ 1  Транспортно-эксплуатационное состояние дорог

Тема 1.1  Возведение автомобилей и природных

факторов на дорогу

Взаимодействие автомобиля с дорогой и его влияние на износ и разрушение дорожных одежд. Наиболее вероятные причины деформаций и разрушений дорожных одежд от движения автомобилей, климатических и погодных условий и другие причины.

            Воздействие природных факторов на дорогу. Влияние водно-теплового режима земляного полотна на прочность дорожных одежд в ходе эксплуатации дороги. Наблюдение за элементами водно-теплового режима. Источники увлажнения земляного полотна и дорожных одежд. Мероприятия по улучшению водно-теплового режима в процессе эксплуатации дороги.

            Деформации и разрушения земляного полотна и водоотводных сооружений. Виды деформаций и разрушений. Причины возникновения деформаций и разрушений.

            Деформации и разрушения дорожных одежд и покрытий. Виды деформаций и разрушений. Причины возникновения деформаций и разрушений.

Литература: 5 глава 3…7  §§ 6…10, 15…18, 20;

                        13 глава П § 1.6, глава III §§ 1.12…1.14

Методические указания

            Вопросы для данной темы подробно изложены в рекомендуемой к этой теме литературе, где приводятся соответствующие схемы, указывающие воздействие автомобилей и природных факторов на дорогу. В конспекте следует вычертить основные несложные схемы. О возникновении различных деформаций в дорожных одеждах и о наиболее вероятных причинах их образования учащиеся могут познакомиться по таблице 1.15  

            Источниками увлажнения земляного полотна и дорожных одежд являются: атмосферные осадки, длительно застаивающая поверхностная вода в кюветах и резервах, капиллярная вода, парообразная и плёночная вода.

            Мероприятия по улучшению водно-теплового режима – понятие бровки земляного полотна на большую высоту, отсыпка морозозащитного слоя в верхнюю часть насыпи, устройство специальных слоёв в виде капилляропрерывающих и водонепроницаемых прослоек.

Вопросы для самопроверки

1  Силы, действующие на дорогу от проходящих по ней автомобилей?

2  При какой величине коэффициента сцепления обеспечивается безопасность движения автомобилей?

3  Какие природные факторы действуют на автомобильную дорогу?

4  Перечислите деформации и разрушения, возникающие на дорожных одеждах?

5  В чём заключаются наблюдения за элементами водно-теплового режима?

6  Перечислите источники увлажнения земляного полотна и дорожных одежд?

7  Основные мероприятия по улучшению водно-теплового режима земляного полотна?

Тема 1.2 Оценка транспортно-эксплуатационных

качеств дороги

Способы оценки транспортно-эксплуатационных качеств дороги. Оценка состояния дорожных одежд по эксплуатационным коэффициентам.

            Практические способы оценки прочности дорожных одежд. Оценка ровности и шероховатости покрытий. Приборы для измерения износа дорожных покрытий.

            Оценка состояния автомобильных дорог с учётом требований обеспечения безопасности движения. Оценка пропускной способности дороги, условия её загрузки и выявления мест возникновения заторов.

            Оценка безопасности движения по дороге. Методы оценки аварийности по коэффициентам безопасности и коэффициентам аварийности, а также по статистическим данным дорожно-транспортных происшествий с выявлением наиболее опасных участков дороги.