1.9.1 Общие положения
Слои износа устраивают одновременно с покрытием или укладывают на готовое или заканчивающее срок службы покрытие. Слой износа предохраняет нижележащее покрытие от непосредственного воздействия колес автомобилей и атмосферных факторов, увеличивает долговечность покрытия, предохраняет его от истирания. Этот слой должен обладать требуемой ровностью и шероховатостью, поэтому он выполняется из самых прочных, износостойких, слабо шлифующихся, водо- и морозостойких материалов.
Защитные сдои предназначены для предохранения покрытия, а иногда и основания от преждевременных разрушений, главным образом, под воздействием природных факторов. На покрытиях переходного типа защитные слои улучшают санитарно-гигиенические качества: снижают пылимость, уменьшают количество грязи в распутицу, способствуют легкой очистке поверхности.
Защитные слои подразделяются на временные и постоянные.
Временные защитные слои предназначены для краткосрочного предохранения покрытий или оснований и отличаются, главным образом, водонепроницаемостью при небольшой толщине (0,5-1 см). Учитывая ограниченный срок службы 10-12 месяцев (от сезона до сезона), для их строительства используют местные малопрочные материалы: щебень, гравий, гравийно-песчаные смеси, песок.
Постоянные защитные слои строят на всех усовершенствованных покрытиях облегченного типа. Постоянные защитные слои можно рассматривать одновременно и как слои износа и их толщину и износостойкость рассчитывают на срок службы покрытия.
На переходных покрытиях и покрытиях низшего типа, не обладающих износостойкостью, защитные слои можно считать как самостоятельные тонкослойные усовершенствованные покрытия. Так как этот слой будет обладать повышенными технико-эксплуатационными показателями (ровностью, износостойкостью, водонепроницаемостью и др.) по сравнению с тем основанием или покрытием, на которое он уложен.
Шероховатость поверхности проезжей части - один из важнейших транспортно-эксплуатационных показателей дороги, обусловливающий надежность контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия. Она обеспечивается равномерно чередующимися выступами скелетных частиц и впадинами между ними, а также собственной шероховатостью щебня или специально созданными бороздками поверхности покрытия.
Руководящий документ РД 0219.1.07-98 [8] предусматривает применение трех методов устройства шероховатых слоев износа:
1) устройство шероховатых слоев методом поверхностной обработки;
2) устройство асфальтобетонных покрытий с шероховатой поверхностью методом втапливания щебня;
3) устройство шероховатых слоев из эмульсионно-песчаных смесей.
Указанные методы применимы на дорожных покрытиях из асфальтобетонов и материалов, обработанных органическими вяжущими. Рациональная область применения того или иного метода в зависимости от условий движения приведена в таблице 1.7.
Таблица 1.7
Категория дороги |
Методы устройства шероховатых слоев на автомобильных
дорогах для условий |
||
Опасные |
Затрудненные |
Легкие |
|
Видимость менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне; участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровне загрузки свыше 0,5 |
Кривые в плане радиусами от 250 до 1000 м; спуски и подъемы с уклонами от 30 до 60 %; зоны сужения проезжей части; участки, отнесенные к легким условиям движения, при уровне загрузке от 0,3 до 0,5 |
Прямые или кривые радиусом 1000 м и более; горизонтальные или с продольным уклоном не более 30 % с элементами поперечного профиля со СНиП 2.05.02-85 с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне и загрузкой не более 0,3 |
|
I-а, I-б |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных или модифицированных битумов |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных или модифицированных битумов |
|
Втапливание обработанного щебня в недоуплотненную горячую асфальтобетонную смесь |
|||
II |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных или модифицированных битумов |
||
Втапливание обработанного щебня в недоуплотненную горячую асфальтобетонную смесь |
|||
Эмульсионно-песчаные смеси типа А |
Эмульсионно-песчаные смеси типа Б |
||
III |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных |
|
Втапливание обработанного щебня в недоуплотненную горячую асфальтобетонную смесь |
|||
Эмульсионно-песчаные смеси типа А |
Эмульсионно-песчаные смеси типа Б |
||
IV-V |
Поверхностная обработка дорожных покрытий фракционированным щебнем с применением битумов дорожных |
||
Эмульсионно-песчаные смеси типа А |
Эмульсионно-песчаные смеси типа Б |
||
Примечание - Модифицированные битумы допускается применять при соответствующем технико-экономическом обосновании. |
На дорожных покрытиях из цементобетона устройство шероховатых слоев необходимо осуществлять методом поверхностной обработки.
Для магистральных автомобильных дорог и дорог республиканского значения руководящим документом РД 0219.1.09—99 [7] рекомендуется устройство тонкослойных асфальтобетонных покрытий. Они применяются в качестве фрикционных слоев, слоев гидроизоляции и износа на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, а также для устранения колейности асфальтобетонных покрытий глубиной до 25 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.