1.4.2 Строительство оснований и покрытий из щебеночных и гравийных смесей
Дорожные одежды из щебеночных и гравийных смесей строят при наличии в районе строительства достаточного количества щебеночных или гравийных месторождений. Щебеночную смесь получают путем дробления однородных по прочности пород. Гравийные смеси оптимального состава могут быть взяты непосредственно из карьера или приготовлены искусственно путем отгрохотки крупных зерен или мелких частиц, добавки необходимого дробленого материала и местных суглинков.
В гравийных смесях содержание глинистых частиц мельче 0,05 мм должно быть не более 7-8 % во II и III климатических зонах и 20 25 % в IV и V зонах. При большем содержании указанных частиц материал под воздействием воды становится пластичным и подвижным, что приводит к образованию волн на покрытии и его разрушению.
Покрытия и основания из щебеночных и гравийных смесей строят однослойными при толщине до 20 см и двухслойными при большей толщине. Размеры зерен для верхних слоев двухслойного покрытия не должны превышать 40 мм, а для нижних - 70 мм. Для строительства используется минеральный материал прочностью 200-800. Причем более высокая марка принимается для покрытий автомобильных дорог IV-V категорий и оснований дорог I—II категории.
Покрытия из щебеночных или гравийных смесей устраивают следующим образом. Смесь оптимального гранулометрического состава доставляют автосамосвалами на дорогу и разгружают в самоходные распределители ДС-54, которые ее распределяют и предварительно уплотняют. При отсутствии распределителей смесь разгружают в кучи в одну или две линии по ширине земляного полотна, а затем разравнивают бульдозерами или автогрейдерами.
Выбор катков для уплотнения производится аналогично устройству оснований по способу заклинки. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием предыдущих проходов на 0,2-0,3 м. Первые два прохода катка выполняют при скорости 1,5-2 км/ч, последующие – 3-4 км/ч. Скорость пневмоколесных катков может быть повышена до 6 км/ч.
Для создания плотной, прочной и устойчивой корки при уплотнении верхнего слоя покрытия рекомендуется поливать его 30%-ным раствором солей СаС12 или NаС1 с нормой расхода 2-3 л/м2.
Окончательное уплотнение происходит под действием проходящих автомобилей при систематической утюжке, профилировании и регулировании движения в течение двух-трех недель.
В целях экономии щебня строят щебеночно-гравийные основания и покрытия. Одежды такого типа строят в два слоя:
- нижний толщиной до 25 см из гравийного материала;
- верхний толщиной 8-10 см из щебня размером до 40 мм.
Технология производства работ аналогична вышерассмотренной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.