Общие сведения и теоретические основы технологии, механизации и автоматизации строительства, автомобильных дорог

Страницы работы

Содержание работы

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1.1 Понятие о технологии, механизации и автоматизации автодорожного строительства

Технология (от гр. techne - искусство, мастерство, умение и logos -наука, знание, учение) - наука о совокупности методов обработки, изготов­ления, изменения состояния свойств, формы сырья, материала или полу­фабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Автомобильная дорога — комплекс инженерных сооружений, пред­назначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и гру­зов. В состав комплекса входят: земляное полотно, дорожная одежда, мос­ты, трубы, дорожные и транспортные здания и другие конструктивные эле­менты.

Технология строительства автомобильной дороги - это раздел науки о механических, химических, а также иных способах и процессах изго­товления и применения материалов, в результате которых создают отдель­ные элементы дорожных сооружений и дорогу в целом.

Обеспечение эффективности выполнения и качества работ по строи­тельству автомобильных дорог, возможно только на основе современных научно обоснованных методов организации производства, которые не­разрывно связаны с комплексной механизацией и автоматизацией про­изводственного процесса.

Механизация строительного производства подразумеваем использо­вание новых мощных высокопроизводительных строительных и дорожных машин, мобильных, универсальных, с гидравлической системой у крапления для интенсификации строительных процессов и повышения произво­дительности труда.

Комплексная механизация предусматривает выполнение тех трудо­емких и тяжелых технологических процессов с помощью комплектов ма­шин, использование которых обеспечивает заданный темп работ, наи­лучшие технико-экономические показатели, соответствие качества работ и готовой продукции действующим стандартам.

Автоматизация - более высокая стадия механизации строительства. Различают процессы автоматизированные (частичная автоматизация) и автоматические (комплексная автоматизация). При частичной автоматизированы лишь отдельные операции технологического процесса, а для получения конечной продукции необходимо участие человека. В автоматических процессах операции выполняются автоматически, роль человека сводится лишь к наблюдению за исправностью автоматических устройств.

Комплексная автоматизация опирается на использование робототехнических средств и вычислительных машин. Робототехника является принци­пиально новым техническим средством комплексной автоматизации техно­логических процессов. При этом можно наиболее полно исключить ручной труд, как на вспомогательных, так и на основных технологических операци­ях. Особенно нуждаются в применении робототехники операции, выпол­няемые вручную, примитивные, в ряде случаев тяжелые, вредные и даже опасные для жизни работающих.

1.2 Состав дорожно-строительных работ

В состав дорожно-строительных работ входят технологические про­цессы:

1) строительства водопропускных сооружений - труб и мостов;

2) сооружения земляного полотна;

3) строительства дорожных одежд;

4) устройства обстановки дороги;

5) возведения зданий и сооружений для обслуживания процесса автомобильных перевозок: автозаправочные станции (АЗС), пункты технического обслуживания (ПТО), автовокзалы и т. п.

Технологические процессы возведения земляного полотна сводятся к резанию, копанию, перемещению, укладке и уплотнению фунтов с плани­ровкой и отделкой поверхности и завершаются укреплением земляного полотна.

В технологические процессы строительства дорожных одежд входят: раскладывание и разравнивание минеральных материалов или фунта на дороге, розлив органических или россыпь неорганических вяжущих, пе­ремешивание их с минеральными материалами или грунтом, уплотнение катками, уход за уложенным слоем.

Материалом для возведения земляного полотна чаще всего служит есте­ственный грунт, разрабатываемый непосредственно на месте производства работ. Материалы для дорожной одежды очень разнообразны и их укладке предшествуют многочисленные вспомогательные технологические процессы. Они начинаются с разработки месторождений минеральных материа­лов добычи природного камня, его дробления, сортировки и обогащения. В случае применения побочных продуктов и отходов промышленности ограничиваются сортировкой, перевозкой и хранением исходных материалов.

Похожие материалы

Информация о работе