Грунты глинистые, мелкие и пылеватые пески, размягчаемые скальные породы, некоторые другие грунты также пригодны для возведения земляного полотна, но при этом необходимо учитывать ограничения, накладываемые требованиями СНиП 2.05.02-85 [1].
Особые требования предъявляются к верхней части земляного полотна -рабочему слою, который подвергается большему воздействию природных факторов и транспортных средств. Требования эти зависят от района строительства или так называемой дорожно-климатической зоны. Например, для Республики Беларусь, относящейся ко II дорожно-климатической зоне, рабочий слой должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов.
Для нижней части насыпей, длительно или постоянно подтопляемых водой, можно применять дренирующие грунты, но толщина отсыпаемого слоя должна быть больше высоты капиллярного поднятия для того, чтобы предотвратить приток воды в верхнюю часть земляного полотна.
К дренирующим грунтам относятся скальные и крупнообломочные, пески гравелистые, крупные и средние, а также пески мелкие с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут. К недренирующим относят глинистые грунты, пески пылеватые, а также те из мелких, у которых коэффициент фильтрации менее 0,5 м/сут.
Не применяют для насыпей грунты: глинистые избыточно засоленные или с влажностью более допустимой; торф, ил, мелкий заиленный песок, заиленные глины, верхний почвенный слой.
Кроме грунтов природного происхождения, для насыпей применяют от ходы промышленности: золошлаковые материалы, отвалы горнодобывающих предприятий и др.
Насыпи возводят из грунта, получаемого при разработке выемок, карьеров и резервов. Грунты распределяются на VII групп в зависимости от трудности их разработки землеройной (экскаваторы) или землеройно-транспортной техникой (бульдозеры, скреперы, грейдеры). Распределение представлено в технической части ЕНиР [7]. Например, песок по трудности разработки одноковшовыми экскаваторами относится к I группе, а при разработке бульдозерами, скреперами и автогрейдерами - ко II группе.
Насыпи, как правило, возводят из однородных фунтов, но при необходимости их можно отсыпать и из разных фунтов, однако располагать эти грунты необходимо отдельными горизонтальными слоями. Недопустима беспорядочная отсыпка грунтов в насыпи, потому что это вызывает неравномерное перераспределение влаги и изменение физических свойств земляного полотна под влиянием климатических факторов. Вследствие этого земляное полотно становится неравнопрочным, что влечет за собой нарушение ровности или разрушение дорожной одежды.
2.1.2 Мероприятия по увеличению прочности земляного полотна
В последнее время в связи с поисками путей по увеличению прочности земляного полотна и уменьшению объемов насыпей применяют конструкции с армированием стекловолокном или ткаными и неткаными синтетическими материалами типа «геотекстиль», «бидим» и др.
Впервые такие насыпи были построены во Франции с целью уменьшения площади основания насыпи за счет увеличения крутизны откосов. В дальнейшем оказалось, что кроме этого эффекта, армирование повышает модуль упругости фунтов в 1,5-2 раза. Армирование производится укладыванием полос материала перпендикулярно оси дороги или раскатыванием сплошного тонкого ковра вдоль дороги между слоями насыпи определенной толщины.
Другим путем повышения прочности земляного полотна является укрепление фунта различными, даже малоактивными вяжущими материалами (зола, молотый шлак, бокситовый шлам и др). Можно увеличить устойчивость слабых фунтов путем добавки другого фунта и получения оптимальной по зерновому составу смеси.
Увеличение прочности фунта также достигается изменением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.