Технологии развития позитивной Я-концепции детей в работе психолога, страница 25

Приложение В

Рисунок 1. Результаты диагностики самоотношения

Приложение Г

Тренинг Личностного роста для подростков

Цель: Раскрытие личностных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Отрочество – этап, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (Y-YIII классы).

Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены, не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости своего Я, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнивая себя с другими.

Основные задачи тренинга:

·  формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

·  формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

·  формирование интереса к другому человеку как к личности;

·  развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

·  развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

·  развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

·  развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

·  развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

·  формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

В тренинге предусмотрены разнообразные формы занятий – лекции, дискуссии, психологические игры, тренинги и прочее.

Знание и понимание себя дает возможность использовать весь потенциал, заложенный природой, как в личностном росте, так и в профессиональном. Это является для подростка важнейшей ценностью к ориентации на дальнейшую жизнь.

Программа занятий.

Первый день.

1) Знакомство, вступительная речь. 2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга.


а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати ут- верждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каждый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждому участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме. б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не бывает счастлив никогда. в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в течении трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят. г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу однозначно самому следует поставить перед собой цель,и после того, как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить зада- ние (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему предлагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель достигнута - то доброволец награждается апплодисментами; д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длинный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть. е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщается, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю- щей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяже- лое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выполнить (арифметическое действие). ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объяс- няется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения. 3) Второй шаг: получение участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения.