Приложение В
Рисунок 1. Результаты диагностики самоотношения
Приложение Г
Тренинг Личностного роста для подростков
Цель: Раскрытие личностных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.
Отрочество – этап, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (Y-YIII классы).
Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены, не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.
Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода.
Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости своего Я, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнивая себя с другими.
Основные задачи тренинга:
· формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;
· формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
· формирование интереса к другому человеку как к личности;
· развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
· развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
· развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
В тренинге предусмотрены разнообразные формы занятий – лекции, дискуссии, психологические игры, тренинги и прочее.
Знание и понимание себя дает возможность использовать весь потенциал, заложенный природой, как в личностном росте, так и в профессиональном. Это является для подростка важнейшей ценностью к ориентации на дальнейшую жизнь.
Программа занятий.
Первый день.
1) Знакомство, вступительная речь. 2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга.
а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка
с темой достижения и перечень восемнадцати ут- верждений ("Он считает, что
справится с этим" и т.д.); затем каждый по очереди выбирает то
утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке;
после этого ведущий каждому участнику ставит небольшой "диагноз" в
полушутливой форме. б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и
низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не бывает
счастлив никогда. в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в
руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в
течении трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на
размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как
доброволец решил - его садят. г) Второй эксперимент: то же самое, только
добровольцу однозначно самому следует поставить перед собой цель,и после того,
как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить зада- ние (если
доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему предлагается задание:
сосчитать все запятые в тексте); если цель достигнута - то доброволец
награждается апплодисментами; д) Третий эксперимент: вызывается очередной
доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно
длинный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора
слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть.
е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщается, что у
экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю- щей степени трудности:
первое самое легкое, а девятое самое тяже- лое; добровольцу предлагается
выбрать номер задания и его выполнить (арифметическое действие). ж) Происходит
обсуждение, в процессе которого участникам объяс- няется соответствие
экспериментов категориям мотивации достижения. 3) Второй шаг: получение
участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования,
отвечающего мотиву достижения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.