Технологии развития позитивной Я-концепции детей в работе психолога, страница 20

Показатель слабо выражен

Показатель выражен

Показатель ярко-выражен

Глобальное самоотношение

0%

23%

77%

Самоотношение, дифференцированное по самоуважению

40%

25.5%

34. 5%

Уровень конкретных действий в отношении к своему «Я»

27%

38.5%

34.5%

В работе была установлена значимая взаимосвязь между глобальным самоотношением и его компонентами. Самая высокая корреляция получена между глобальным самоотношением подростков и их самоуважением (г =1,74, при р< 0,05). Чуть меньшая корреляция существует между глобальным самоотношением и аутосимпатией (г= 1,63, при р< 0,05). И, наконец, между самоуважением и аутосимпатией корреляция не значима (г= 1,37, при р< 0,05).

Полученные результаты показывают, что общее , глобальное самоотношение в юношеском возрасте в большей степени связано с самоуважением, чем с аутосимпатией. Следовательно, уровень глобального самоотношения в юношеском возрасте будет зависеть в большей степени от ориентации подростка на внешние, социальные факторы, определяющие чувство успешности собственного Я подростка (социальное сравнение, отношение к достижениям подростка со стороны других людей и т.д.), нежели от чувства расположенности к себе, самоприязни и самопринятия. В результате эмпирического исследования выявлено, что развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков обеспечивается: принятием подростком себя, адекватным представлением о себе, уверенностью в себе и отсутствием чувства вины; обращенностью к процедурам рефлексивности Я-концепции личности; построением системы внешне задаваемой деятельности, адекватной реальности и осуществляющей переструктурирование внутренней деятельности подростка; включенностью подростка в разные виды деятельности; субъект-субъектным типом взаимоотношений подростка с его окружением; формированием потребностей в самовыражении, самовоспитании и положительной самооценке; успешной социальной адаптацией. Соблюдение данных условий способствует развитию положительной Я-концепции.

Результаты диагностики самоуважения по методике Розенберга:

Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам после ретеста

Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение)

Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение)

Контрольная группа

1,840

2,9

Экспериментальная группа

3,3

3,1

Таблица 3. Средние арифметические показатели изменения ответов на опросник «Шкала самоуважения Розенберга», полученные при первичном и повторном обследовании

Результаты теста

Результаты ретеста

Самоуважение

Самоуничижение

Самоуважение

Самоуничижение

ср. самоуважение

ср. самоуничижение

Контрольная группа

1.838

2.914

1.840

2.9

+0.002

-0.014

Экспериментальная группа

1.825

2.414

3.3

3.1

+1.475

-1.314

Полученные положительные значения в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента, свидетельствуют о позитивном изменении установок в когнитивных и аффективных компонентах Я-концепции.

Анализ полученных результатов, говорит об изменении уровня самоуважения и самооценки после проведения ретеста. Эти результаты  показывают что подростки из экспериментальной группы, стали более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что данные подростки более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть.

Для подтверждения достоверности различий использовался φ*-критерий - угловое преобразование Фишера. Расчеты производились в автоматическом режиме[3].

Сформулируем гипотезы: