Показатель слабо выражен |
Показатель выражен |
Показатель ярко-выражен |
|
Глобальное самоотношение |
0% |
23% |
77% |
Самоотношение, дифференцированное по самоуважению |
40% |
25.5% |
34. 5% |
Уровень конкретных действий в отношении к своему «Я» |
27% |
38.5% |
34.5% |
В работе была установлена значимая взаимосвязь между глобальным самоотношением и его компонентами. Самая высокая корреляция получена между глобальным самоотношением подростков и их самоуважением (г =1,74, при р< 0,05). Чуть меньшая корреляция существует между глобальным самоотношением и аутосимпатией (г= 1,63, при р< 0,05). И, наконец, между самоуважением и аутосимпатией корреляция не значима (г= 1,37, при р< 0,05).
Полученные результаты показывают, что общее , глобальное самоотношение в юношеском возрасте в большей степени связано с самоуважением, чем с аутосимпатией. Следовательно, уровень глобального самоотношения в юношеском возрасте будет зависеть в большей степени от ориентации подростка на внешние, социальные факторы, определяющие чувство успешности собственного Я подростка (социальное сравнение, отношение к достижениям подростка со стороны других людей и т.д.), нежели от чувства расположенности к себе, самоприязни и самопринятия. В результате эмпирического исследования выявлено, что развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков обеспечивается: принятием подростком себя, адекватным представлением о себе, уверенностью в себе и отсутствием чувства вины; обращенностью к процедурам рефлексивности Я-концепции личности; построением системы внешне задаваемой деятельности, адекватной реальности и осуществляющей переструктурирование внутренней деятельности подростка; включенностью подростка в разные виды деятельности; субъект-субъектным типом взаимоотношений подростка с его окружением; формированием потребностей в самовыражении, самовоспитании и положительной самооценке; успешной социальной адаптацией. Соблюдение данных условий способствует развитию положительной Я-концепции.
Результаты диагностики самоуважения по методике Розенберга:
Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам после ретеста
Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение) |
Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение) |
|
Контрольная группа |
1,840 |
2,9 |
Экспериментальная группа |
3,3 |
3,1 |
Таблица 3. Средние арифметические показатели изменения ответов на опросник «Шкала самоуважения Розенберга», полученные при первичном и повторном обследовании
Результаты теста |
Результаты ретеста |
|||||||
Самоуважение |
Самоуничижение |
Самоуважение |
Самоуничижение |
ср. самоуважение |
ср. самоуничижение |
|||
Контрольная группа |
1.838 |
2.914 |
1.840 |
2.9 |
+0.002 |
-0.014 |
||
Экспериментальная группа |
1.825 |
2.414 |
3.3 |
3.1 |
+1.475 |
-1.314 |
||
Полученные положительные значения в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента, свидетельствуют о позитивном изменении установок в когнитивных и аффективных компонентах Я-концепции.
Анализ полученных результатов, говорит об изменении уровня самоуважения и самооценки после проведения ретеста. Эти результаты показывают что подростки из экспериментальной группы, стали более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что данные подростки более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть.
Для подтверждения достоверности различий использовался φ*-критерий - угловое преобразование Фишера. Расчеты производились в автоматическом режиме[3].
Сформулируем гипотезы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.