Результаты входной диагностики по методике «Тест-опросник самоотношения» Столина В. были обработаны и сведены в таблицу (Приложение Б). Табулирование результатов диагностики самоотношения и построение диаграммы по фактору уровня глобального самоотношения (Приложение В ) позволило выделить группу подростков с высоким уровнем глобального положительного самоотношения, в эту группу вошли 55% опрошенных. Они и составили контрольную группу. Признак положительного самоотношения по шкале «S» у них всех ярко выражен, т.е. больше 74 баллов. Показатели всех остальных факторов у данных детей выражены или ярко выражены, кроме двух показателей (шкалы отношения от других и самообвинения). Показатели шкалы отношения от других (III) достаточно низкие. Такие показатели значат, что этим детям не свойственно ожидание положительного отношения от других, у них нет острой необходимости в эмоциональной и моральной поддержке. Эти данные следует рассматривать как информативный показатель устойчивости психического состояния детей. Низкий показатель по шкале самообвинения (5) также указывает на устойчивость психического состояния подростков выделенной группы. В целом для детей этой группы характерны высокие значения по шкалам самоуважение, самоуверенность и т.д. Эти подростки более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что данные подростки более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть. У них отсутствует противоречие и разбалансировка между шкалами. Можно сделать заключение, что данные подростки имеют целостную и устойчивую «Я-концепцию».
Диаграмма 1. Уровень глобального самоотношения контрольной группы
Также была выделена группа детей со средним уровнем глобального положительного самоотношения, в которую вошли 45% опрошенных. Они и составили экспериментальную группу. Признак положительного самоотношения по шкале «S» у них всех выражен недостаточно, т.е. больше 50 и меньше 74 баллов. Показатели по шкале отношение других выражены или ярко выражены, у 75% показатели по шкале самообвинение, т.е. дети этой группы верят в подвластность "Я" внешним обстоятельствам, недовольство к себе у них сочетается с демонстративной уверенностью. Представление данных людей о себе можно сравнить с маятником, т.к. имеется, например, существенное противоречие между оценками по шкалам самоуверенность и самоуважение, т.е. для них характерна некоторая неустойчивость.
Результаты диагностики самоуважения по методике «Шкала самоуважения Розенберга».
Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам после проведения теста
Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение) |
Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение) |
|
Контрольная группа |
1,838 |
2,914 |
Эксперимеентальная группа |
1,825 |
2,414 |
Как видно из табл. 1, средние показатели ответов по вопросам 1, 3, 4, 6 и 7 в контрольной группе почти не отличаются от экспериментальной, зато показатели самоуничижения в контрольной группе значимо ниже (использовался критерий Вилкоксона, различия между группами значимы на уровне 0, 05).
В качестве формирующего эксперимента школьным психологом проводился тренинг по программе «Тренинг общения и личностного роста для подростков», разработанной Кроповницким О.В. (Приложение Г).
Общее число занятий: 7, один раз в неделю. Продолжительность занятия: 1,5–2 часа. Количество детей в группе:9 человек.
После проведения формирующего эксперимента, были получены следущие результаты по тесту самоотношения В.В. Столина: средний показатель самоотношения, не выражен у 20% опрошенных, выражен у 40% опрошенных , ярко выражен у 40% опрошенных.
Диаграмма 3. Уровень глобального самоотношения экспериментальной группы
Таблица 3. Три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности, после ретеста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.