Технологии развития позитивной Я-концепции детей в работе психолога, страница 18

Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:  

где $x_i $- значения, принимаемые переменной X,

$y_i$- значения, принимаемые переменой Y,

$\overline x$- средняя по X,

$\overline y$- средняя по Y.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные $X$и $Y$распределены нормально. Критический уровень значимости был принят р=0.35, согласно критическому значению по таблице корреляции Пирсона для данной группы выборки. Для доказательства значимости различий до и после формирующего эксперимента, было применено угловое  преобразование Фишера.

3.2 Анализ результатов исследования

Исходя из результатов проведённого тестирования, средний показатель глобального самоотношения слабо выражен у 67% опрошенных, выражен у 15% опрошенных, ярко выражен у 18% опрошенных (Приложение А). Ярко выраженный показатель самоотношения, говорит о том, что подростки склонны описывать собственное "Я" более объективно, опираясь на фактические данные. Подростки с не выраженным показателем самоотношения больше ориентированы на свои внутренние переживания и описывают собственное "Я" опираясь не на фактическую данность, а на своё видение.

Результаты диагностики самоотношения свидетельствуют о том, что у 25%  опрошенных, показатель глобального самоотношения выражен, 75% обладают ярко выраженным показателем. Показатель уровня самоотношения, дифференцированного по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе не выражен у 49.75% опрошенных, у 19.5% показатель выражен, у 30.75% показатель ярко выражен. Показатель уровня конкретных действий в отношении к своему «Я» не выражен у 36% опрошенных, выражен у 33.4%, ярко выражен у 30.5% (Таблица 1). То есть подростки, принимающие себя «со всеми достоинствами и недостатками», высоко оценивающие свои способности, самостоятельность, возможность контролировать свою жизнь, верящие в свои силы, оценивающие себя положительно, видящие и ценящие свои достоинства, ожидающие от окружающих преимущественно только хорошее, положительное отношение, проявляющие интерес к собственным мыслям и чувствам, в меньшей степени переживают влияние психотравмирующих, которые трудно или вовсе неустранимы (не воспринимают их как нечто катастрофическое); не «экономят» на эмоциях, не ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе жизненных контактов; не «экономят эмоции» в общении вне учебной области – с родными, приятелями и знакомыми; не пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат; реагируют с чувствами и эмоциями; им не свойственна утрата интереса к человеку; им не свойственно проявление психосоматических реакций.

Чем выше степень выраженности таких установок, как самоуверенность, самоинтерес, самопонимание и ниже – самообвинения, тем в меньшей степени подростки подвергаются развитию таких симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Таблица 1: три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности

Показатель слабо выражен

Показатель выражен

Показатель ярко-выражен

Глобальное самоотношение

0%

25%

75%

Самоотношение, дифференцированное по самоуважению

49.75%

19.5%

30.75%

Уровень конкретных действий в отношении к своему «Я»

36%

33.4%

30.5%