Лекция 16
Маркетинговые исследования (МИ)
Маркетинговое исследование – процесс систематизированного поиска, сбора, отбора, обработки и анализа информации, необходимой для принятия оперативных и стратегических маркетинговых решений.
Маркетинговое исследование (marketing research)- процесс сбора информации, необходимой для маркетинговой деятельности.
МИ выполняют три основные функции:
1. Описательная (исследователь собирает информацию о каких-либо явлениях и процессах и дает характеристику объему, структуру, по вариации и динамике явлений).
2. Аналитическая (исследователь отвечает на вопрос: Почему явление достигло такого уровня, развивалось именно такими темпами и какие факторы повлияли на это развитие).
3. Прогнозная (основывается на данных 1 и 2 функции; предназначена для прогноза дальнейшего развития событий).
Цель МИ состоит в информационно-аналитическом обеспечении маркетинговой деятельности на всех уровнях:
- на макроуровне - дается анализ состояния рынка, закономерности и тенденции его развития, проводится анализ спроса;
- на микроуровне - осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей предприятия, оценка его конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором функционирует данное предприятие.
Виды МИ: описательные (кто, что, где, когда и как) и причинные (почему); качественные и количественные; кабинетные (в кабинете) и полевые («на местах» – в магазине, на остановке и т. д.).
9.2.2.Объекты исследований: товар (конкурентоспособность, объём продаж, цены), рынок (конъюнктура, ёмкость, товарная структура, перспективы), покупатели (характеристики, мотивы и способы покупок, предпочтения, сегменты), конкуренты (кто, сколько их, какие они, их сбытовые каналы, цены, прибыли и т. д.), цены (ценообразующие факторы, мировые цены, цены национального рынка, динамика), каналы распределения, продвижение.
Таблица – Виды маркетинговых исследований по объектам
| Сфера и вид исследования | Процент фирм, проводящих исследование | 
| Реклама | |
| Исследование потребительских мотиваций | 48 | 
| Исследование рекламных текстов | 49 | 
| Изучение средств рекламы | 61 | 
| Изучение эффективности рекламных объявлений | 67 | 
| Коммерческая деятельность и её экономический анализ | |
| Краткосрочное прогнозирование | 85 | 
| Долгосрочное прогнозирование | 82 | 
| Изучение тенденций деловой активности | 86 | 
| Изучение политики цен | 81 | 
| Изучение принципов расположения предприятий и складов | 71 | 
| Изучение товарной номенклатуры | 51 | 
| Изучение международных рынков | 51 | 
| Система информирования руководства | 72 | 
| Ответственность фирмы | |
| Изучение проблем информирования потребителей | 26 | 
| Изучение воздействия на окружающую среду | 33 | 
| Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования | 51 | 
| Изучение общественных ценностей и проблем социальной политики | 40 | 
| Разработка товаров | |
| Изучение реакций на новый товар и его потенциала | 84 | 
| Изучение товаров конкурентов | 85 | 
| Тестирование товаров | 75 | 
| Изучение проблем создания упаковки | 60 | 
| Сбыт и рынки | |
| Замеры потенциальных возможностей рынка | 93 | 
| Анализ распределения долей рынка между фирмами | 92 | 
| Изучение характеристик рынка | 93 | 
| Анализ сбыта | 89 | 
| Определение квот и территорий сбыта | 75 | 
| Изучение каналов распределения | 69 | 
| Пробный маркетинг | 54 | 
| Изучение стратегий стимулирования сбыта | 52 | 
Исследование рынка – 1. Систематизированный сбор информации о рынках.
Исследование охватывает рынки сбыта, рынки рабочей силы, рынки капитала, рынки сырья и материалов.
Исследование рынка – 2. Количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.
9.2.3.Субъекты исследований: сотрудники ОМИ, сотрудники организации, студенты и преподаватели университетов, специализированные агентства и фирмы.
9.2.4.Бюджет исследований (для самостоятельного изучения).
9.2.5.Методы исследований: опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных, эксперимент.
Методы исследования. Существует следующие основные способы сбора первичных данных, а именно наблюдение, опрос (устный и письменный – анкетирование), эксперимент и имитационное моделирование.
Наблюдение вообще– внимательное слежение за людьми и обстановкой. Научное наблюдение – внимательное слежение в соответствии с программой исследования и с регистрацией получаемых данных в протоколе.
Научное наблюдение, используемое в исследованиях, понимается как процесс, который:
- служит определенной исследовательской цели;
- проходит планомерно и систематически;
- подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
Если с помощью опроса можно выявить мнения, преставления, знания людей, то все эти субъективные обстоятельства «закрыты» для наблюдения. Однако объекты, например, продукты, входящие в ассортимент, проведение, последствия поведения, могут быть охвачены с помощью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.