(4.29)
Частоты собственных колебаний вала с достаточной точностью могут быть определены как для системы без трения, т.е. уравнения для χ = r = 0
(4.30)
Зависимость между μ² и ω² показана графически на рис. 4.4, принято обозначение и .
Построим области устойчивости и неустойчивости на основании уравнения (4.29), используя в качестве координат параметры − угловую скорость ω и отношение коэффициентов трения ν = χ/r. Эта граница соответствует вещественному значению корня уравнения (4.29). Полагая в уравнении (4.29) μ вещественными, отделим вещественную часть от мнимой в этом уравнении, что дает два алгебраических уравнения
(4.31)
(4.32)
В формуле (4.31) опущено слагаемое как имеющее второй порядок малости в сравнении с другим слагаемым в том же коэффициенте.
Таким образом, величина μ должна одновременно удовлетворять уравнениям (4.31) и (4.32). Определив μ2 из (4.32) и вставив в(4.31), получим соотношение
. (4.33)
Это соотношение связывает параметр ν = χ/r с угловой скоростью ω на границе устойчивости при μ ≠ 0. Кроме того, есть решение μ = 0, которое может удовлетворять уравнениям (4.31) и (4.32) при условии, что выполняется соотношение
< 0.
Это возможно только в том случае, когда ω лежит в интервале между с1/т и с2/т (см. рис. 4.4); в таком случае соотношение между ν и ω определяется из уравнения
. (4.34)
Соотношение (4.33) и соотношение (4.34) являются двумя ветвями границы устойчивости в плоскости параметров ν и ω. Изображение этих кривых дано на рис. 4.5.
Остается выяснить с какой стороны от границы, определяемой этими соотношениями расположена область устойчивости.
Как уже указывалось, область устойчивости располагается слева от границы, если двигаться вдоль границы в сторону встающих значений μ. Если обратиться к рис. 4.4, то видно, что в области, начиная от некоторой средней точки между и , величина μ растет с увеличением ω, поэтому на кривой рис. 4.5 увеличению ω соответствует рост μ, а это значит, что область устойчивости расположена вверху.
|
Область устойчивости на рис. 4.5 заштрихована.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОк
1. Артоболевский И.И. теория механизмов и машин. – М.: Наука, 1975.с – 640 с.
2. Бабаков И.М. Теория колебаний. – 2 изд. – М.:
Наука, 1965.
– 559 с.
3. Бердников В.В. Основы теории машин авиационной техники: Учебное пособие для студентов втузов / Казанский авиационный ин-т. – Казань, 1981. – 92 с.
4. Бидерман В.А. Теория механических колебаний. – М.: Высшая школа, 1980. – 408 с.
5. Бихман И.И. Синхронизация в природе и технике. – М.: Наука, 1981. – 352 с.
6. Вейц В.Л. Динамика машинных агрегатов. – Л.: Машиностроение, 1969. – 368 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.