Текст: Тим Лейзетер, Камалини Рэмдас, Дориан Свердлоу *
Преимущества участия в разработке нового продукта поставщиков комплектующих хорошо известны всем. Заклинание «раннее подключение поставщиков» давно уже стало расхожей фразой. Но этот простой рецепт, бывший полезным в 1990-х, сегодня уже не работает. Компаниям требуется более точная система, позволяющая определять оптимальное время и параметры подключения поставщиков к разработке.
«Нас слишком рано подключили к конструкторскому процессу,– говорит отчаявшийся руководитель небольшой компании, производящей глушители для автомобилей.– На разработку влияли два фактора: конструкция должна быть увязана с профилем ходовой части, а настройка системы зависит от конструкции двигателя. Я был доволен, что мог понять базовую концепцию продукта с самого начала, но перенастройка всей выхлопной системы на каждом новом этапе разработки двигателя оказалось пустой тратой времени и денег». В результате все дополнительные затраты поставщика отразились на цене автомобиля. Получается, поставщик должен быть подключен к процессу разработки позже, когда конструкция двигателя уже ясна?
Простого решения проблемы «слишком рано–слишком поздно» нет. График участия в разработке каждого поставщика зависит от типа поставляемых компонентов и их связи с конечным продуктом производителя. Мы предлагаем базовую схему, которая позволит определить роль поставщика и время его включения в разработку продукта.
Классификация видов
Опрос
менеджеров среднего звена и инженеров-разработчиков автомобильной
промышленности позволил выделить три характеристики компонентов, важные с точки
зрения разработки конечного продукта:
• как деталь влияет на восприятие потребителями конечного продукта в целом;
• насколько сложно взаимодействие детали с остальным продуктом;
• какую долю составляет стоимость детали в общей стоимости конечного продукта.
Различные комбинации этих характеристик дают четыре категории компонентов: важнейшие системы; невидимые узлы; простейшие детали; скрытые компоненты.
Важнейшие системы имеют сложные связи с остальными системами продукта, достаточно дороги и серьезно сказываются на общем впечатлении от продукта у потребителя. Скрытые компоненты, напротив, слабо влияют на восприятие потребителя, относительно дешевы и связаны с остальным продуктом посредством простого интерфейса. Между этими крайними точками находятся невидимые узлы и простейшие детали. Хотя стоить те и другие могут как дешево, так и дорого, невидимые узлы меньше влияют на потребительское восприятие и имеют гораздо более сложный интерфейс, чем простейшие детали.
Каждая из этих четырех категорий требует своего подхода к организации отношений поставщик–производитель.
Невидимые узлы (например, электропроводка) незначительно влияют на потребителей, но довольно сложно сопрягаются с остальными агрегатами, что может вести к высоким издержкам. Простейшие детали – бардачки, зеркала или подставка для чашки – сразу бросаются в глаза потребителю, и при этом легко встраиваются в общий дизайн автомобиля. Затраты на такие детали могут сильно варьироваться, но обычно они ниже, чем затраты на важнейшие системы или скрытые компоненты. Они видны потребителю, но сами по себе мало что добавляют к общим затратам на производство, качеству или ожидаемым характеристикам конечного продукта. Тем не менее без них продукт не будет завершенным. Некоторые (например, горловина бензобака) скрыты от глаз водителя, другие (дверной замок) хорошо видны, но в целом скрытые компоненты не оказывают влияния на восприятие продукта.
Поиск баланса
Использовать
эту схему классификации легко, однако ее недостаточно. Необходимо также
рассмотреть вопросы взаимоотношений поставщиков и заказчика в процессе
разработки продукта. С некоторыми поставщиками нужно работать постоянно, с
другими – нет. В случае с производителем глушителей раннее включение в процесс
разработки оказалось для поставщика менее критичным, чем количество переделок и
изменений в проекте. Он предпочел бы реже общаться с командой разработчиков до
тех пор, пока не прояснились бы все вопросы с конструкцией двигателя.
Другой вопрос – насколько разработка узла передается в ведение поставщика. Так, заказчик может задать лишь определенные параметры, необходимые для разработки. Или напротив, представит детальные чертежи.
Также отдельного внимания заслуживает вопрос, что предпочесть – унификацию деталей или их разнообразие. Производитель может потребовать от поставщика разработку единого стандартизованного дизайна элементов с целью сократить издержки. Или попытается поднять продажи, предложив более широкий выбор, что позволит максимально удовлетворить уникальные запросы каждого потребителя. Найти оптимальное решение непросто. В конце 1970-х GM, по словам одного из руководителей компании, «производила 20 автомобилей, которые снаружи выглядели по-разному, но изнутри были одинаковыми». Однако в результате перехода к децентрализации НИОКР и использования этого подхода в 1980-х получились 20 машин, одинаковых снаружи и разных внутри. Так GM утратила и преимущества стандартизации, и внешнее разнообразие моделей, ранее позволявшее покупателям выделять их среди остальных.
Еще одна задача – наладить взаимодействие поставщиков с подразделениями производителя. Так, некоторым поставщикам необходимо работать с дизайнерами, определяющими эстетические характеристики конечного продукта; другим – с инженерами, отвечающими за функциональные характеристики, третьим – с финансовым и закупочным отделами, управляющими общим бюджетом разработки конечного продукта.
С учетом общей картины взаимоотношений «производитель–поставщик» в процессе разработки нового продукта можно определить разные роли, подходящие разным поставщикам.
Важнейшие системы
Безусловно, разработка важнейших систем требует наибольшего внимания от производителя конечного продукта. Эти элементы могут быть настолько важны, что их вообще не стоит отдавать на аутсорсинг. Если избежать этого не удалось, необходимо жестко интегрировать поставщика в процесс разработки уже на ранних этапах, чтобы изделие не входило в противоречие с другими системами и компонентами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.