В этом случае заказчик должен определить требуемые рабочие характеристики, включая издержки. Поставщик же должен обладать свободой для достижения баланса в рамках предоставленных заказчиком параметров. Заказчику следует больше внимания уделять требованиям потребителей, чем непосредственному управлению разработкой.
Расширяя линейку портативного инструмента, Black & Decker Corp. приступила к разработке нового клеевого пистолета. Ключевой элемент в прочей продукции компании – электродвигатель. Поскольку клеевой пистолет в нем не нуждался, компания полностью отдала его на аутсорсинг. Сама же сосредоточилась на исследовании рынка, чтобы выяснить, какие функции продукта наиболее востребованы.
В работе с важнейшими системами также часто приходися выбирать между разнообразием и стандартизацией. Потребительское восприятие сильно зависит от разнообразия, поэтому предложение широкого выбора функций важнейших систем должно привлекать потребителей. С другой стороны, важнейшие системы имеют много зон сопряжения с другими системами и стоят дорого, так что стандартизация повышает надежность и снижает издержек. Ответ обычно лежит где-то посередине: производители предлагают небольшой выбор возможностей, предлагая программу «от хорошего к лучшему».
Поставщики важнейших систем должны быть привязаны ко всем бизнес-функциям процесса разработки. Разработчикам нужны данные от поставщиков, чтобы понимать все ограничения (многие части конечного продукта разрабатываются «вокруг» важнейших систем, а не наоборот). Взаимодействие инженеров и поставщиков также позволяет достичь намеченных целевых характеристик и избежать несостыковок между различными элементами конечного продукта. Наконец, затраты на важнейшие системы могут составлять значительную часть всех затрат на НИОКР, поэтому финансовый и закупочный отделы должны участвовать в процессе с самого начала, чтобы определить целевые затратные показатели для поставщика.
Невидимые узлы
Оптимальная
схема интеграции поставщика невидимых узлов совсем иная. Во-первых,
единственной причиной разработки и производства этих элементов у себя является
отсутствие качественных внешних производителей. «Внутреннее» производство в
этом случае не создает стратегического преимущества и может стать недостатком,
если внутренние процессы уступают тому, что способен предложить внешний
поставщик.
Как и в случае с производителем глушителей, поставщики невидимых узлов должны как можно раньше получить представление об общих стратегических целях. Однако их не стоит подключать к процессу разработки до тех пор, пока не установлены его параметры. Поставщик может предлагать несколько моделей дизайна для достижения оптимального баланса между затратами и характеристиками, но выбор должен жестко контролироваться, поскольку эти компоненты слабо влияют на потребительское восприятие. На раннем этапе НИОКР достаточно участия лишь финансовых и закупочных отделов, так как именно они отвечают за соответствие издержек по разработке отдельных деталей издержкам на НИОКР конечного продукта в целом.
Denso Corporation, долгое время входившая в сеть дочек-поставщиков Toyota, а теперь ставшая глобальным игрок в автомобилестроительной отрасли, служит хорошим примером интеграции производителя невидимых узлов в разработку нового продукта. Denso производит несколько типов генераторов для производимых Toyota автомобилей. Toyota информирует Denso об общей стратегии продуктовой линейки, а Denso по заранее согласованным ценам производит ряд компонентов, которые должны соответствовать параметрам важнейших систем. Denso предлагает 5–6 модификаций генераторов разного размера, применимых в десятках разных моделей для сотен конфигураций автомобилей Toyota.
Простейшие детали
Наиболее
успешные компании постоянно улучшают простейшие детали, получая информацию из
разнообразных источников. В некоторых случаях они сами разрабатывают концепцию
таких деталей; в других – используют внешние идеи. Однако вне зависимости от
источника их производство и детали разработки (подбор материала, допуски)
следует отдавать внешнему поставщику. Так, разработчики сотовых телефонов
должны знать, какие функции клавиатуры нужны потенциальным потребителям, чтобы
суметь дифференцировать свой продукт. Но им совсем не нужно быть экспертами в
производстве этих клавиатур.
Соответственно, поставщикам простейших деталей следует уже на этапе концептуального дизайна находиться в тесном контакте с разработчиками. Так как эти детали низкозатратны и легко сопрягаются со всеми узлами и элементами, их номенклатуру можно разнообразить. Когда общий дизайн уже создан, детали можно оставить на усмотрение поставщика.
Скрытые компоненты
Взаимодействие
с поставщиками скрытых компонентов стоит минимизировать. С точки зрения
потребителя эти узлы не являются отличительными чертами продукта – кто обращает
внимание на характеристики привода омывателя ветрового стекла? В этом случае лучше
иметь стандартный дизайн для всех деталей, не являющихся отличительными.
Такие стандартные компоненты, часто производимые в больших количествах для использования в разных конечных продуктах, позволяют экономить на масштабе. Большинство компаний хотели бы создать такую систему, при которой конструктору проще использовать уже имеющуюся стандартную деталь, не «изобретая» новую (в одной компании инженерам пришлось рисовать новые омыватели для новой машины – это было проще, чем найти в каталоге сертифицированного поставщика подходящий).
Безусловно, минимизация затрат на НИОКР не всегда оборачивается прямой экономической выгодой. Однако создание собственной модели взаимоотношений с поставщиками на этапе разработки продукта убережет от многих досадных ошибок, всегда выливающихся в прямые издержки.
* Tim Laseter, Kamalini Ramdas, Dorian Swerdlow. © Reprinted with permission from strategy + business, the award-winning quarterly management magazine published by Booz Allen Hamilton. www.strategy-business.com
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.