Традиционные схемы оплаты труда, ориентированные на жестко фиксированную ставку, уступают место схемам, основанным на вкладе каждого сотрудника в общее дело, различным видам премий, групповому поощрению и т.д.
К пакету компенсационных выплат (итоговому вознаграждению) помимо базового оклада каждого сотрудника относятся:
-- для обслуживающего персонала -- доплаты за сверхурочные работы, совмещение профессий, замещение должностей и т.п.;
-- для специалистов -- надбавка за профессионализм, срочность и качество выполняемой работы и т.п.;
-- для менеджеров и специалистов высшего разряда -- прямое или косвенное участие в прибылях компании.
Доплаты и надбавки служат платой за основную деятельность. Сотрудники, взявшие на себя дополнительные обязанности, ежемесячно получают доплату до 30% базового оклада на период выполнения индивидуального объема работ.
Доплата есть выплата единовременная, а надбавка -- выплата постоянная.
Надбавки могут предоставляться по двум схемам.
Схема 1. Устанавливается повышение оклада сотрудникам в определенное время (в начале года, квартала) в виде более высокой базовой заработной платы.
Схема 2. Размер надбавки зависит от личных результатов работы с учетом результатов деятельности компании.
Надбавка = Кприбыльности / расходы на ФОТ,
где величина надбавки отдельным сотрудникам равна отношению прибыльности компании к сумме расходов на оплату труда сотрудников.
Достоинство второй схемы состоит в том, что она заставляет сотрудников сконцентрироваться на целях организации.
Недостаток данной схемы -- снижение мотивации из-за уменьшения влияния личных усилий на величину надбавки.
Доплаты и надбавки наиболее эффективны, когда речь идет об удовлетворении потребностей низшего звена сотрудников. Для высшего звена эффективно вознаграждение, которое связано с внутренними факторами мотивации.
Удельный вес различных выплат в компенсационном пакете (в зависимости от принятой политики стимулирования) представлен в таблице.
При разработке компенсационного пакета необходимо определить основные параметры:
-- круг лиц, имеющих право на премию;
-- фонд выплат;
-- перечень показателей, за которые вознаграждаются сотрудники;
-- методику расчета размеров индивидуального премирования.
%
№ п/п |
Показатели стимулирования труда |
Основы компенсационной политики |
||
стимулирование эффективности менеджмента (до кризиса) |
базовая оплата труда в условиях кризиса |
оптимальный вариант (по опыту применения) |
||
1 |
Годовой базовый фонд оплаты труда с доплатами и надбавками |
30 |
60 |
50 |
2 |
Премиальный фонд по итогам роботы за год (квартал) — в краткосрочное поощрение |
10 |
20 |
25 |
3 |
Бонусы, бенефиты и т.п. — долгосрочное поощрение |
60 |
20 |
25 |
Итого компенсационных выплат |
100 |
100 |
100 |
Система индивидуального премирования -- размеры и формы вознаграждений работника за вклад в реализацию стратегических целей организации по итогам работы за год (квартал). Выплачиваемая единовременно премия оказывает существенное влияние на доход сотрудников, тогда как повышение оклада в рамках тарифной сетки не воспринимается как значимое вознаграждение за труд.
Претенденты на премию выявляются в целях определения их работы на прибыльность. Согласно одному из усовершенствованных методов допускается, что все сотрудники, начиная с ведущих специалистов, влияют на конечный результат и имеют право на ежегодную премию. В основном, это высшие и средние менеджеры и специалисты высшего уровня.
Для исчисления премии (получения права вознаграждения по итогам работы за год) всем сотрудникам устанавливается единый минимальный стаж -- один год работы в компании.
При расчете индивидуальной премии следует избегать:
-- субъективизма в оценке вклада отдельного работника;
-- формализма -- не оценивать всех сотрудников одинаково.
Необходимо помнить, что использование шкалы "минимум -- максимум" при планировании размера премии стимулирует сотрудников к эффективной и долгосрочной работе на конечный результат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.