Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Кафедра психофизиологии и естественных наук
г.Санкт-Петербург
2007
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихофизиологии и естественных наук
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Батуев А.С. ________________________
Разработчики – д.б.н ., профессор Лебедев А.А. _________________________
Рецензент- д.б.н ., профессор Ляксо Е.Е. _________________________
Требования к уровню освоения знаний.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
· знать основные методы современной психогенетики, их разрешающую способность и особенности применения психогенетического подхода в психологических исследованиях
· знать коэффициенты наследуемости основных психических характеристик.
· уметь выделять роль средовых и генетических факторов в формировании психических и психофизиологических свойств человека.
Тема 1. Что такое психогенетика
Психогенетика (ПГ): определение, место в ряду смежных наук, предмет, цели и задачи. Особенности терминологии. "Психогенетика", "Социобиология", "Зоопсихология" и «Генетика поведения». Значение генетики для психогенетических исследований. «Психические» и поведенческие признаки. Индивидуальная изменчивость в ПГ. Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик. Дарвин о наследовании эмоций. Гальтон о наследовании интеллектуальных способностей. Методы исследований в ПГ. О субъективизме, антропоцентризме и антропоморфизме при проведении исследований.
Тема 2. Основы генетики: от гена к признаку
Современная генетика о происхождении жизни. От неживой природы к макромолекулам - носителям генетической информации (ДНК, РНК, белки). Ген и его строение. Основные генетические понятия (ген, аллель, фен, генотип, фенотип, геном, диплоидность, доминирование и др.). Процесс реализации генетической информации, матричные процессы (транскрипция, трансляция). От гена к признаку. От макромолекул к клетке, многоклеточным организмам, к сообществам и популяциям.
Тема 3. Формирование простых и сложных признаков, их наследование
Понятие об элементарном признаке. Связь характера наследования признака со способами размножения организма и типами взаимодействия аллелей и генов в составе генома. Механизмы распределения генетической информации в потомстве: амитоз, митоз и мейоз, возникновение полового процесса. Мендель и его работы. Качественные и количественные признаки. Понятие нормы реакции гена, экспрессивности и пенетрантности. Формирование признака в онтогенезе. Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие и плейотропные эффекты генов. Формирование сложных полигенных признаков. Различные способы классификации признаков. Поведение и поведенческие признаки.
Тема 4. Методы психогенетики
Классические методы генетического анализа. Гибридологический метод. Селекционный метод. Моно- и дигибридные скрещивания, анализ получаемых результатов. Полигенные признаки. Значение корректной статистической обработки, методы верификации получаемых данных. Анализ качественных и количественных признаков. Понятие о репрезентативности выборки и достоверности устанавливаемых различий. Непараметрические и параметрические методы. Понятие о корреляционном анализе. Современные методы молекулярно-генетического анализа. Особенности человека как объекта психогенетических исследований. Ф. Гальтон и начало исследований на близнецах. Роль наследственности и среды в формировании признаков. Близнецовый метод и его разновидности. Развитие идей Гальтона (Симменс, Фершуер, Заззо). Близнецовый метод, формула Хольцингера. Оценка доли наследственности и среды в формировании признака. Использование метода при изучении наследуемости интеллекта, темперамента, нейродегенеративных заболеваний и т. д. Сочетание близнецового метода с современными молекулярно-генетическими, биохимическими, электрофизиологическими и другими методами. Основные методы, применяемые в генетике и психогенетике человека (популяционный, близнецовый метод, генеалогический, наследование у приемных детей). Основные составляющие индивидуальной изменчивости. Коэффициенты наследуемости» оценки долей фенотипической дисперсии. Генетическая изменчивость, влияющая на поведение человека. Проблема интерпретации результатов, информативность психогенетических исследований и генетическое консультирование.
Практическое занятие 1. Применение методов классического генетического анализа и математической статистики в определении характера наследования некоторых признаков у человека.
Практическое занятие 2. Применение современных методов генетики в психофизиологических исследованиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.