59. Как в генетике поведения были использованы «мозаики» и «химеры»?
60. Какие современные молекулярно-генетические методы существенно расширяют возможности психогенетических исследований?
61. Расскажите о генетическом контроле процесса становления нервной системы в онтогенезе.
62. Расскажите о «сегментном» строении нервной системы и генах, которые контролируют такое строение?
63. Что такое нейротрофные факторы и молекулы «узнавания»? Какова их роль в центральной неврной системе?
64. Расскажите о применении трансгенных животных в изучении функционирования центральной нервной системы.
65. Почему возник термин «нейроэндокриноиммунная» система? Как это связано с работой генов?
66. Что такое нейропептиды? Приведите конкретные примеры их наследственной обусловленности и действия в центральной неврной системе.
67. Как соотносятся память и научение?
68. Какую роль в формировании памяти играют каскады сигнальной трансдукции?
69. Какую роль играют гены раннего ответа в процессе научения?
70. Какую рольиграют нейротрофные факторы и молекулы «узнавания» в процессах формирования Ц.Н.С. в онтогенезе?
71. Расскажите о влиянии численных аномалий кариотипа на умстенные способности человека.
72. Расскажите о роли мутаций в становлении умственных способностей человека. Приведите конкретные примеры.
73. Что известно о генетической предрасположенности к аутизму и шизофрении?
74. Что известно о предрасположенности к алкоголизму, различным депрессивным состояниям, суицидальному поведению?
75. Расскажите о молекулярно-генетических механизмах некоторых психических заболеваний.
76. Приведите примеры влияния разных аллелей некоторых генов на развитие аномалий поведения человека.
77. Расскажите о генетических механизмах развития нейродегенеративных заболеваний у человека и животных.
78. Расскажите о влиянии аллелей локуса HLA на поведение человека.
79. Можно ли давать генам социально-значимые названия?
80. Этические проблемы генетической паспортизации.
81. Перспективы генотерапии.
82. Современные генетические методы получения лекарственных препаратов.
83. Как генетические знания могут быть использованы в клинической психологии?
84. Обоснуйте необходимость привлечения генетических знаний в психологических исследованиях.
85. Как можно использовать в психологических исследованиях данные геногеографии?
86. В чем преимущества и опасности «генетической паспортизации» человека?
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить основную и дополнительную литературу.
2. Разобрать схемы наследования качественных признаков при различных типах взаимодействия генов, и сцепленных с полом признаков.
3. Самостоятельная проработать следующие вопросы:
А Генетика половых различий по поведению у человека.
Б Методы популяционной генетики в психогенетических исследованиях.
ГЛОССАРИЙ.
Аллель – конкретная форма (вариант) гена. Каждый диплоидный организм содержит по две копии каждого гена (аллели), причем эти копии могут несколько отличаться друг от друга. Последнее приводит к существованию разных форм одного и того же признака. Например: признак – окраска цветка, формы – красная и белая, признак – мочка уха, формы – «свободная» и «приросшая»; признак – строение подбородка, формы – «с ямочкой» и «без ямочки».
Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям изучаемого гена (генов).
Генетический код – соответствие последовательности из трех нуклеотидов (триплета или кодона) конкретной аминокислоте. Т.к. основных аминокислот всего 20, а возможных сочетаний нуклеотидов в триплете 64, каждой аминокислоте соответствует более чем 1 триплет (вырожденность генетического кода). Кроме того, есть несколько триплетов не соответствующих никаким аминокислотам (нонсенс-кодоны).
Ген – это участок молекулы ДНК (РНК) несущий информацию об одном признаке. В дальнейшем это «рабочее» определение будет развиваться и дополняться новым содержанием. У разных индивидуумов в силу изменчивости НК один и тот же ген может существовать в виде несколько различающихся друг от друга вариантов (форм).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.