Вопросы к итоговому контролю знаний
(к зачету)
1. «Психические» и поведенческие признаки.
2. Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик.
3. Психогенетика и евгеника: перспективы, этические проблемы.
4. Закономерности передачи генетической информации последующим поколениям.
5. Механизмы изменчивости и генетическая гетерогенность. Значение в эволюции.
6. Принципы формирования "элементарных" и сложных полигенных признаков. Генотип и среда.
7. Методы генетического анализа и верификации получаемых данных.
8. Классический вариант близнецового метода.
9. Психическая активность человека как высшая форма адаптивного поведения.
10. Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.
11. Значение модельных объектов в генетике поведенияы.
12. Современные представления о молекулярно-генетических механизмах, контролирующих высшие функции.
13. Генетика признаков «двигательной активности», «обучаемости», «агрессии», «экстраполяции», «алкоголизма» и др. на животных моделях.
14. Генеалогический метод.
15. Психогенетические методы в современных исследованиях.
16. Анализ наследования у приемных детей.
17. Генетика Интеллекта.
18. Генетика высшей нервной деятельности: связь работ И.П.Павлова с современными представлениями о наследуемости свойств нервной системы.
19. Наследование психофизиологических особенностей (электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы мозга человека).
20. Генетика аутизма, алкоголизма, пищевого и агрессивного поведения человека.
21. Гены предрасположенности к шизофрении и различным нейродегенеративным заболеваниям.
22. Психогенетика социально-девиантного поведения (преступность, алкоголизм)
23. Психогенетические исследования темперамента
24. Современные представления о механизмах генетического контроля обучаемости.
25. Сравнительно-генетические исследования в психогенетике.
26. Методы современной генетики (секвенирование, «фингерпринтинг» получение трангенных животных, «генный нокаут» и др.) в психогенетических исследованиях.
27. Значение сложных форм поведения высших млекопитающих и человека как фактора микроэволюционного процесса.
28. Взаимодействие генотипа со средой
29. Генетика психических расстройств (олигофрения, шизофрения, депрессивные состояния).
30. Коэффициент наследуемости
Литература
Основная:
1. Александров А.А. Психогенетика. Учебное пособие. СПб:Питер. 2004. 192с.
2. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова ТА. Основы психогенетики. – М.,1998.
3. Равич-Щербо, И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999.
4. Фогель 3., Мотульски Ф. Генетика человека. В 3-х томах. – М. Мир, 1990. т. З, главы 7-8.
5. Эрмон Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М. Мир. 1984 Главы 2-5, 7, 11.
Дополнительная:
1. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследований. М., 1988.
2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
3. Егоров М.С. Развитие как предмет психогенетики. Вопросы психологии. 1992, № 5-6.
4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М., 1988.
5. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб. 1995.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ
1. «Психические» и поведенческие признаки.
2. Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик.
3. Современная генетика о происхождении жизни.
4. Реализация генетической информации. От гена к фену, от генотипа к фенотипу.
5. Закономерности передачи генетической информации последующим поколениям.
6. Механизмы изменчивости и генетическая гетерогенность. Значение в эволюции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.