Программа учебной дисциплины «Профориентация и профотбор» (Цели и задачи учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОТБОР»

          по специальности 020400 «Психология»

Санкт-Петербург

Цели и задачи учебной дисциплины

1.1. ЦЕЛЬ КУРСА:

Подготовка специалистов для практической работы в области профориентации и профотбора (для работы в профориентационных центрах, центрах занятости, школах и т. д.).

1.2. ЗАДАЧИ КУРСА:

-  Ознакомление с историческим становлением и современным состоянием науки, с её основными понятиями, видами и направлениями работы.

-  Конкретизация   знаний   о   закономерностях   психического   развития   индивида применительно к его профессиональному становлению,

-  Получение студентами навыков использования стандартных психологических методик для   целей   диагностики   профессиональных   способностей   и   прогнозирования профессионального развития специалиста.

-  Раскрытие возможностей и ограничений профессионального обучения, переобучения и
освоения человеком новых профессий.

-  Формирование представления о различных профессиях.

1.3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
          Учебная   дисциплина   "Профориентация   и   профотбор"   принадлежит   к  циклу специальных профессиональных образовательных дисциплин. Содержание дисциплины опирается на знания студентов в области общей, возрастной, педагогической, социальной, промышленной психологии и общей психодиагностики.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.

-  студент должен знать функции специалистов кадровых служб, рекрутинговых агентств, служб занятости, профориентационных центров;

-  владеть    стандартными    методиками    для    диагностики    профессиональных способностей и оценки профессиональной перспективности специалиста,

-  уметь провести профориентационную беседу с оптантом.

Для промежуточной аттестации проводится контрольная работа, задачи для контрольной работы прилагаются (36 задач).

Экзаменационный билет состоит из теоретического вопроса и профориентационной задачи, экзаменационные задачи прилагаются (44 задачи).

Тематический план учебной дисциплины

Форма обучения

очная

Общая трудоемкость дисциплины

68 часов

Количество аудиторных часов

34 часов

Из них - лекций

24 часов

— практических занятий

10 часов

Самостоятельная работа студента

34 часа

Форма промежуточного контроля знаний

тестирование

Форма итогового контроля знаний

экзамен

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. История профотбора. Определение основных понятий.

Определение основных понятий. История профотбора. Тейлор, Гилберт. Психотехника и профотбор в России в 20-ЗО-е гг. 20в. Развитие общества и динамика профессий. Классификация профессий. Виды профотбора (социальный медицинский, физиологический, психологический). Психологический отбор.

Тема 2. Структура и функции центров занятости.

Структура и функции профориентационных служб и центров занятости, работа в организациях. Профпросвещение. Профпропаганда. Профориентация первичная а вторичная. Профконсультирование. Профотбор. Психологическое сопровождение профессионального развития специалиста. Профессиональное самоопределение личности. Этапы. Объективные и субъективные детерминанты. Психологическая поддержка.

Тема 3. Методическое обеспечение профориентации и профотбора.

Эмпирическое изучение и моделирование профессий. Профессиограмма. Её структура, принципы и методики разработки. Методическое обеспечение системы профориентации и профотбора. Наблюдение и собеседование. Анкетные, экспертные и тестовые методики. Разработка и области применения. Бланковые, компьютерные технологии. Активные методы.

Тема 4. Тесты интеллекта в профотборе и профориентации.

Тесты интеллекта в профориентации и профотборе (Амтхауэр, Равена, КОТ)

Профессиональные профили по тесту Амтхауэра. Возрастные и критериальные нормативы. Возрастные изменения в структурно-уровневых характеристиках интеллекта.

Тема 5. Изучение социального интеллекта, социальных установок и социальной перцепции в целях профотбора (тесты Гилфорда-Саливана, Фидлера).

Профессии, требующие изучения социального интеллекта. Тест Гилфорда-Салливана. Связь общего и социального интеллекта. Половая дифференциация. Взаимосвязи социального интеллекта с личностными характеристиками. Нормативы, возрастная и профессиональная динамика отдельных подструктур социального интеллекта. Социальные установки и социальная перцепция в профессиональной деятельности. Прогнозирование успешности межличностного и группового взаимодействия.

Тема 6. Операторские профессии и методы изучения скорости и точности переработки информации (тест Тулуз-Пъерона).

Операторские профессии и методы изучения внимательности. Точности и скорости переработки информации, устойчивости к монотонии, общей работоспособности. Тест Тулуз-Пьерона в профотборе и профориентации.

Тема 7. Изучение личностных особенностей в целях профориентации и профотбора

Изучение личностных особенностей в целях профориентации и профотбора. Тест Кеттелла. Профессиональные профили и дополнительные интерпретации. Возрастная и профессиональная динамика личностных характеристик.

Похожие материалы

Информация о работе