САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОТБОР»
по специальности 020400 «Психология»
Санкт-Петербург
Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. ЦЕЛЬ КУРСА:
Подготовка специалистов для практической работы в области профориентации и профотбора (для работы в профориентационных центрах, центрах занятости, школах и т. д.).
1.2. ЗАДАЧИ КУРСА:
- Ознакомление с историческим становлением и современным состоянием науки, с её основными понятиями, видами и направлениями работы.
- Конкретизация знаний о закономерностях психического развития индивида применительно к его профессиональному становлению,
- Получение студентами навыков использования стандартных психологических методик для целей диагностики профессиональных способностей и прогнозирования профессионального развития специалиста.
- Раскрытие
возможностей и ограничений профессионального обучения, переобучения и
освоения
человеком новых профессий.
- Формирование представления о различных профессиях.
1.3. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
Учебная дисциплина "Профориентация и профотбор"
принадлежит к циклу специальных профессиональных образовательных дисциплин.
Содержание дисциплины опирается на знания студентов в области общей,
возрастной, педагогической, социальной, промышленной психологии и общей
психодиагностики.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.
- студент должен знать функции специалистов кадровых служб, рекрутинговых агентств, служб занятости, профориентационных центров;
- владеть стандартными методиками для диагностики профессиональных способностей и оценки профессиональной перспективности специалиста,
- уметь провести профориентационную беседу с оптантом.
Для промежуточной аттестации проводится контрольная работа, задачи для контрольной работы прилагаются (36 задач).
Экзаменационный билет состоит из теоретического вопроса и профориентационной задачи, экзаменационные задачи прилагаются (44 задачи).
Тематический план учебной дисциплины
Форма обучения |
очная |
Общая трудоемкость дисциплины |
68 часов |
Количество аудиторных часов |
34 часов |
Из них - лекций |
24 часов |
— практических занятий |
10 часов |
Самостоятельная работа студента |
34 часа |
Форма промежуточного контроля знаний |
тестирование |
Форма итогового контроля знаний |
экзамен |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. История профотбора. Определение основных понятий.
Определение основных понятий. История профотбора. Тейлор, Гилберт. Психотехника и профотбор в России в 20-ЗО-е гг. 20в. Развитие общества и динамика профессий. Классификация профессий. Виды профотбора (социальный медицинский, физиологический, психологический). Психологический отбор.
Тема 2. Структура и функции центров занятости.
Структура и функции профориентационных служб и центров занятости, работа в организациях. Профпросвещение. Профпропаганда. Профориентация первичная а вторичная. Профконсультирование. Профотбор. Психологическое сопровождение профессионального развития специалиста. Профессиональное самоопределение личности. Этапы. Объективные и субъективные детерминанты. Психологическая поддержка.
Тема 3. Методическое обеспечение профориентации и профотбора.
Эмпирическое изучение и моделирование профессий. Профессиограмма. Её структура, принципы и методики разработки. Методическое обеспечение системы профориентации и профотбора. Наблюдение и собеседование. Анкетные, экспертные и тестовые методики. Разработка и области применения. Бланковые, компьютерные технологии. Активные методы.
Тема 4. Тесты интеллекта в профотборе и профориентации.
Тесты интеллекта в профориентации и профотборе (Амтхауэр, Равена, КОТ)
Профессиональные профили по тесту Амтхауэра. Возрастные и критериальные нормативы. Возрастные изменения в структурно-уровневых характеристиках интеллекта.
Тема 5. Изучение социального интеллекта, социальных установок и социальной перцепции в целях профотбора (тесты Гилфорда-Саливана, Фидлера).
Профессии, требующие изучения социального интеллекта. Тест Гилфорда-Салливана. Связь общего и социального интеллекта. Половая дифференциация. Взаимосвязи социального интеллекта с личностными характеристиками. Нормативы, возрастная и профессиональная динамика отдельных подструктур социального интеллекта. Социальные установки и социальная перцепция в профессиональной деятельности. Прогнозирование успешности межличностного и группового взаимодействия.
Тема 6. Операторские профессии и методы изучения скорости и точности переработки информации (тест Тулуз-Пъерона).
Операторские профессии и методы изучения внимательности. Точности и скорости переработки информации, устойчивости к монотонии, общей работоспособности. Тест Тулуз-Пьерона в профотборе и профориентации.
Тема 7. Изучение личностных особенностей в целях профориентации и профотбора
Изучение личностных особенностей в целях профориентации и профотбора. Тест Кеттелла. Профессиональные профили и дополнительные интерпретации. Возрастная и профессиональная динамика личностных характеристик.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.