Программа учебной дисциплины "Консультирование в пенитенциарных учреждениях"

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский государственный институт
 психологии и социальной работы

факультет прикладной психологии

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры

«Психологического консультирования»

Протокол №_____от «___»_________2006 г.

Зав. Кафедрой ______________ ______________________________

                                                           Подпись                                                              ФИО

________________                                                   УТВЕРЖДАЮ

                    Дата                                                                             Декан факультета

                                                                                   ___________ _________________________

                                                                                                                                                              Подпись                                           ФИО

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                                                           наименование учебной программы

по специальности «Психология»

специализация «Психологическое консультирование»

Разработчик  - к.пс.наук В.И.Тонконогий

                                       Ученая степень, звание, И.О.Фамилия

Рецензент -    ________________________

                                       Ученая степень, звание, И.О.Фамилия

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1.  Цель курса: формирование у студентов знаний основных положений пенитенциарной психологии и практических навыков по психологическому обеспечению деятельности исправительных учреждений и профилактике негативных социально-психологических явлений в исправительных учреждениях.

1.2.  Задачи курса:

  • Стимулировать интерес слушателей к психологическим аспектам работы по исправлению и перевоспитанию осужденных на основе расширения профессиональной компетентности в области пенитенциарной психологии;
  • Дать представление об особенностях работы пенитенциарных учреждений и ее психологическому обеспечению;
  • Ввести студентов в круг основных понятий и проблем пенитенциарной психологии, обеспечить овладение ее принципами и методами;
  • Сформировать умения и закрепить навыки консультирования психологических проблем для решения практических задач, возникающих в процессе работы по исправлению и перевоспитанию осужденных.

1.3.  Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Данный учебный курс относится к блоку дисциплин специализации ГОС по специальности 020400 «Психология». Программа строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология личности».

1.4.  Требования к уровню усвоения знаний

В результате изучения учебной дисциплины «Консультирование в пенитенциарных учреждениях» студенты должны знать:

  • правовые основы, регламентирующие работу исправительных учреждений;
  • особенности пенитенциарной системы в РФ;
  • механизмы влияния условий социальной изоляции на личность и причины возникновения негативных явлений в исправительных учреждениях;
  • организацию психологического обеспечения работы исправительных учреждений;

уметь:

  • решать конкретные проблемы, возникающие во взаимоотношениях в группах осужденных, между осужденными и администрацией;
  • разбираться в причинах возникновения негативных социально-психологических явлений в исправительных учреждениях и разрабатывать организационно-психологические меры по их профилактике;
  • собирать и обобщать данные об индивидуально-психологических особенностях отдельных осужденных и предлагать эффективные способы исправительного воздействия.

III. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Правовые основы организации работы пенитенциарных учреждений

Тема 1.1. Особенности пенитенциарной системы в РФ

Развитие уголовно-исполнительного законодательства в России. Цели и задачи современного уголовно-исполнительного законодательства РФ. Общие положения Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Условия содержания и социально-психологическая атмосфера в исправительном учреждении.

Тема 1.2. Учреждения и органы исполнения наказаний

            Управления исполнения наказаний Минюста РФ. Виды исправительных учреждений. Основные части и службы исправительной колонии. Контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы.

Тема 1.3. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных

Режим отбывания наказания. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка. Общее образование. Воспитательная работа. Использование возможностей общественных организаций.

Модуль 2. Особенности криминальной субкультуры

Тема 2.1. Структура и функции криминальной субкультуры

Криминальная субкультура, как механизм воспроизводства преступности. Экспертные оценки проявлений криминальной субкультуры. Структура и психологические функции криминальной субкультуры.

Тема 2.2. Социальная стратификация и стигматизация в уголовной среде

Похожие материалы

Информация о работе