Программа учебной дисциплины "Консультирование в пенитенциарных учреждениях", страница 4

Практические задания к семинару:

  1. Объяснить психологическое значение татуировок с позиций психодинамического подхода.
  2. Оценить проявления криминальной субкультуры с точки зрения поведенческой психологии.
  3. Назвать механизмы влияния криминальной субкультуры на криминализацию общества в целом.

Рекомендуемая литература

  1. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России. М.: «Инфр-М», 2001.
  2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89».

Семинар N 4. Организационно-психологические исправления профилактической работы в И. У.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение борьбы с уголовными традициями в местах лишения свободы.
  2. Особенности профилактики половых извращений.
  3. Работа с лицами, имеющими отклонения в психике.
  4. Роль психолога в обеспечении морально-психологического климата в И.У.

Практические задания к семинару:

  1. Предложить основные организационно-психологические мероприятия по профилактике членовредительства и симуляции болезней.
  2. Составить обобщенный психологический портрет осужденного, подвергающегося притеснениям.

Рекомендуемая литература

  1. Глоточкин А.Г. Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.
  2. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Учебно-методическое пособие.

Семинар N5. Организация взаимодействия психолога с другими частями и службами И.У.

Вопросы для обсуждения:

  1. Работа по психологическому обеспечению деятельности И.У.
  2. Участие в разработке плана индивидуально-воспитательной работы.
  3. Психологические портреты лиц, состоящих на профилактическом учете.
  4. Мероприятия по повышению психологической компетентности персонала.

Практические задания к семинару:

Оценить возможности взаимодействия психолога с

а) цензором;

б) психиатром;

в) врачом-наркологом;

г) начальником отряда.

Рекомендуемая литература

  1. Плоточкин А.Г., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М, 1974.
  2. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Учебно-методическое пособие.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Прочитать книгу Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома». Продумать ее содержание и ответить на вопросы:

1.1.  Какие особенности отбывания наказания на царской каторге сохранились неизменными до нашего времени?

1.2.  Что лежало в основе социальной стратификации описываемых автором каторжан?

1.3.  Почему, по вашему мнению, пенитенциарная система тяжело поддается реформированию?

Литература:

Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. Собрание сочинений в 10 томах.

  1. Подготовиться к собеседованию по основам уголовно-исполнительного законодательства. Дать расширенные ответы на следующие вопросы:

2.1.  Почему следственные изоляторы не являются исправительными учреждениями?

2.2.  Какой юридический документ является основанием для пребывания человека в пенитенциарном учреждении?

2.3.  Назовите цели уголовно-исполнительного законодательства.

2.4.  Каковы требования закона, касающиеся проведения воспитательной работы в И.У.? Каким образом они реализуются на практике?

2.5.  Какие организационные особенности пенитенциарной системы придают жизни осужденных социальное измерение?

Литература:

Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: «Проспект», 1997.

  1. Описать примерный алгоритм работы пенитенциарного психолога по разработке плана оказания психологической поддержки осужденному. Перечислить документы, которые могут явиться источником первоначальной информации об особенностях личности клиента.

Литература:

Конспект лекций.

  1. Предложить и обосновать действия психолога в следующей ситуации.