Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла», страница 9

Правило XXI. Если имеется много таких уравнений, их все необходимо свести к одному, а именно к тому, члены которого займут меньше всего ступеней в ряде непрерывно пропорциональных величин, соответственно каковому они и должны быть расположены по порядку.

                                      Конец.»

Суть всякой науки в том, чтобы трансформировать всякую стихийность в предмет сознательной целенаправленной деятельности, руководствующейся принципами разума. Наука должна создаваться по единому плану, с помощью единого метода, с тем чтобы она из спорадического случайного обнаружения истин превратилась в их планомерное производство, из кустарного промысла в промышленность. Только в этом случае человек сможет руководствоваться ею в своем жизнестроительстве.

  Именно поэтому так важна математика. Только математика является несомненно достоверным знанием. Она – мерило оценки научного достоинства, идеал научности вообще. Необходима реформа философии по аналогии с математическим методом, причем в соединении алгебраических и геометрических приемов. Философия должна стать универсальной математикой, объединяющей системой. Математика – основой философии, тем, благодаря чему центром философии становится теория познания и методология.

Математизированная философия, соединяющая философскую связность и математическую очевидность, станет средоточием системы наук. Причем, как понимал Декарт, это не «наука наук», а некоторый методологический образец. Из математического метода, которым является дедукция, рождается универсальный философский метод дедукции, как движение от общих положений к частным, как переход от исходной точки всякой достоверности к единичному знанию.

Философская дедукция – не силлогизм, умозаключение. Силлогизм – только способ изложения, он принцип доказательства и убеждения, он не пригоден к открытию. Философская дедукция – способ исследования и изыскания. Она – «искусство изобретения». Для того, чтобы стать таковой философия должна воспринять суть математического метода – синтетичность. Нужно перенести синтетическую методу с пространственных величин на понятия. Поэтому особенно важно определить исходный пункт наивысшей достоверности, который обеспечит возможность всеобщей конечной универсальной формулы.

Наука предстает как система, иерархия правил, в которой конечное математическое уравнение является универсальным завершением исходного постулата – правила. (Также как и любая наука выстраивается на основе исходных постулатов – аксиом.) Исходный постулат – правило предшествует собственно методу и является не совсем правилом. Он «точка высшей достоверности», в которой соединяются гносеологические и экзистенциональные аспекты.

Эта точка высшей достоверности отыскивается аналитическим путем. Необходим тщательный обзор всех обстоятельств с выяснением всех сомнительных пунктов. Но не для самого сомнения, а для того, чтобы очевидность единственно достоверного знания выступала с неоспоримой и несомненной ясностью. Для этого, считает Декарт, необходимо выполнять ряд правил еще нематематического свойства. Нельзя принимать какую бы то ни было вещь за истинную, если она не познана как истинная с очевидностью; необходимо избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое, перед духом человека, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом и т.п. Поэтому аналитический метод предшествует синтетическому – в этом особенность философской дедукции.

Эти требования символизируют собой принципиальный антитрадиционализм декартовских воззрений. Никакой внешний авторитет не может довлеть над мыслью. Мысль должна начинаться с самой себя и удостоверяться самой собой. Радикально меняется тип философского сознания. Начиная с древних греков природа знания понималась по – преимуществу внеличностной и статичной. Это восходило к греческому слову «episteme», происходящему от глагола «stenia» - останавливаться. Знать, значит понятийно останавливаться перед вещами. Декарт первым делает образ знания личностным и динамичным, обозначая позицию «эпистемического сомнения», благодаря которой позже сформируется позиция «организованного скептицизма», составляющего душу науки.