Вслед за Гоббсом, Локк считает, что первоначально в истории было «естественное состояние» людей». Но оно было не «войной всех против всех». В нем царила взаимная доброжелательность, так как каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность (частная собственность существовала задолго до возникновения государства). Естественное состояние – это совокупность отношений свободы, равенства и независимости. И оно определяется «естественным правом», т. е. таким, которое неотчуждаемо от природы человека. К таким неотчужденным правам относятся жизнь, свобода и собственность.
Но вследствие роста народонаселения возникают симптомы перерастания естественного состояния в «войну всех против всех». И тогда люди предпочитают совместным и, возможно, молчаливым решением учредить государство и вручают первообразованным правительствам государственную власть, понимаемую прежде всего как власть исполнительная, не отчуждая при этом в пользу государства своих прав, но доверяя государству создавать систему законодательства, регулирующего индивидуальные свободы, и гарантирующего равенство, но уже правовое, равенство перед законом.
«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно также первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и (в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом) каждого члена общества».
В целом Локк исходит не из доминирования государства, как это было у Гоббса, а из изолированных индивидов и их частных интересов, определяющих структуру и цели государства. Государство должно соответствовать и воплощать собой не извращенный «естественный закон» и «естественное право». По этому критерию Локк различает четыре разных, следующих один за другим этапа общественной жизни людей: естественное, начавшее разлагаться естественное, нормальное общественное, которое сохраняет лучшие черты естественного, и отклоняющееся от нормы общественное.
Юридическое равенство людей и реальное равенство исходного «естественного состояния» должны были бы противоречить друг другу. Ведь по генезису человек независим от общественных связей, самовластное и самоправное существо. В обществе же он обязан не быть эгоцентристом, оберегать человечество от последствий неверных решений, исходящих из эгоцентризма. Что он и делает посредством закона и обучения.
Обучаемость и законопослушание главные черты разумного общественного человека. Они входят в «природу человека», как существа, не обладающего врожденными идеями, но представляющего собой при рождении tabula rasa. Это основа изначального естественного равенства. Отсюда начинается постепенное развитие разных и неравных способностей и задатков, самое главное в отношении трудолюбия, что приводит к социальному неравенству. Социальное неравенство нормальное, хотя и неприятное явление. Амортизатором этого и является юридическое равенство. Социальное неравенство – плата за социальную свободу, в условиях конкурентной социальности.
Общество сложилось до государства. Государство – не суверен, суверен – нация, состоящая из отдельных свободных индивидов. Государство призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Если правительство не выполняет этой функции и действует вопреки праву и извращает законы, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет. Причем причиной революции могут быть только нарушения прав человека, а не реальное экономическое угнетение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.