Если Вольтер еще вполне философичен, то Руссо (1712 – 1776) прежде всего социологичен. Он усиливает идеи свободомыслия Вольтера, применяя их прежде всего к пониманию общественной жизни человека. У него, конечно, можно найти элементы материалистического понимания природы, определенное понимание сущности человека, в котором различаются материальный и духовный принципы, сенсуалистические представления о познании, для которых характерно несколько нигилистическое отношение к теоретическому разуму и подчеркивание роли чувства, которое прежде всего является корректором чувственных данных. Но эти темы не определяют специфики воззрений, мыслей Руссо. Они, как правило, вплетены в контекст размышлений на педагогические темы или же психологизированного самоанализа, размышлений об одиночестве человека. В таких произведениях как «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитании», «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя» и др.
Руссо является приверженцем деизма и разделяет мысль Вольтера, относительно «социального аргумента» в пользу бытия Божия. Он говорит, что «ни одно государство не было основано без того, чтобы религия не послужила для него основанием». Но в этом соединении и религия и государство были порочными. Исторически сложившийся вид религии, по мнению Руссо, 1. «основан на заблуждении и лжи, он обманывает людей, делает их доверчивыми, суеверными и растворяет истинный культ божества в пустой обрядности». 2. Такая религия превращается в тираническую силу, «делает народ кровожадным и нетерпимым». Необходима новая «гражданская религия», главной функцией которой было бы делать гражданина подлинным гражданином. Важно, чтобы в государстве «Каждый гражданин имел религию, которая бы заставила бы его любить свои обязанности».
Основой такой религии может служить «деизм чувства», т. е. обожествление чувства. Руссо был убежден, что познавательные возможности философского разума ограничены, а к высшей мировоззренческой истине ведет присущий каждому человеку «естественный разум» в соотношении с «сердцем». То, что получает их внутреннее одобрение, следует признать правильным и не смущаться противоречиями, которые может усмотреть в этом философия: «Все это – только метафизические увертки и тонкости, не имеющие никакого веса по сравнению с основными принципами, воспринятыми моим разумом и утвержденными моим сердцем...» Руссо можно назвать одним из представителей философии «Здравого смысла», предполагающую личную религиозность, превосходящую рамки определенной конфессии.
Человек гражданской религии представлялся Руссо неким идеалом, воплощению которого в действительность мешает социальное неравенство людей. Процесс происхождения, нарастания и устранения социального неравенства, по глубокому и верному убеждению Руссо, диалектически коррелируется с развитием культуры и науки. И хотя механизмов этой взаимодополняемости он не раскрыл. Но он первый определенно угадал социальную обусловленность науки и культуры и обнаружил, что развитие культуры создает «искусственные потребности», часто низшего «телесного» свойства, удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. Человек стремится «казаться» иным, чем он есть в действительности. Развитие науки и искусства все более заметно ведет, согласно Руссо, к тому, что человек стремиться «казаться», а не «быть».
Но он не отрицает положительной значимости наук и культуры. В работе, посвященной этим проблемам «О влиянии наук на нравы», он говорит: «Не совершаю нападения на науку, но отстаиваю добродетель». Наука и культура приобретают негативные функции не сами по себе, но вследствие порочности социального контекста, в котором они существуют. Хотя наука и искусство не принесли человечеству почти ничего хорошего, корни этой и других общественных проблем и бесправия Руссо видел в другой сфере – в области общественного развития. Главный источник социального зла в социальном неравенстве, прежде всего неравенстве имущественном.
Вопрос социального неравенства является главной темой важнейшей работы Руссо «Рассуждение о происхождении и причина неравенства между людьми». Концепция «общественного договора» и «естественного права приобретает в этой работе трагедийное звучание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.