11. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. – М.:, 1986.
12. Реан А.А., Коломинский Я.А. Социальная психология. – СПб.: «Питер». 1999
13. Социология культуры и образования // Назарова Н.С. Социология. – Одесса. 1992. с. 140-143
14. Троц М. Социология образования // Американская социология. М.:, 1939
15. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.:, 1980
16. Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социс. 1994. №12
17. Шуплина Е.А. Вопрос методики социологического исследования самообразования // Социс. 2000. №10
18. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.:, 1986
Тема 9: Социологическое исследование
План:
1. Программа социологического исследования.
2. Измерение социальных характеристик.
3. Выборочный метод в социологии.
4. Методы сбора социологической информации.
Методические рекомендации:
Данная тема посвящена эмпирической социологии.
При рассмотрении программы социологического исследования следует обратить внимание на алгоритм или логику его проведения. В начале формулируется проблема, определяется объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. Затем проводится определение и интерпретация основных понятий и проводится анализ предмета исследования.
Интерпретация и операционализация основных понятий является предпосылкой поиска количественных способов отражения свойств и сторон исследуемого объекта, т.е. измерения.
Измерение в социологии (шкалирование) проводится с помощью различных шкал. Основные из них: номинальная, ранговая, интервальная. Используемая в измерении шкала должна обладать такими свойствами как валидность, надежность и чувствительность.
Чаще всего объект изучения в социологическом исследовании является очень большим (население Крыма, учащиеся ВУЗов Украины, рабочие крупного завода и т.д.)
В таких случаях применяется выборочный метод, т.е. для генеральной совокупности строятся выборки. Они делятся на случайные (вероятностные) и неслучайные (механическая, серийная, гнездовая).
После построения выборочной совокупности начинается работа с ней, т.е. получение необходимой информации. Для этого чаще всего используется наблюдение, опрос (интервьюирование и анкетирование), анализ документов и эксперимент. И, наконец, на завершающем этапе вся полученная информация обрабатывается для получения выводов либо подтверждающих выдвинутую гипотезу, либо опровергающие ее. В последнем случае выдвигается другая гипотеза и проводится новое исследование.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое программа социологического исследования и каково ее содержание?
2. Дайте определение понятию «проблема» и приведите примеры, проблем, рассматриваемых в социологии.
3. Чем различается теоретическая и оперативная дефиниция понятий?
4. Что такое системное представление предмета исследования?
5. Что такое индикатор операционального понятия? Приведите примеры.
6. Назовите типы шкал наиболее часто используемых социальных явлений и охарактеризуйте их.
7. От чего зависит валидность шкалы измерения?
8. На чем основывается процесс выборки?
9. Дайте определение генеральной и выборочной совокупностей.
10. Что такое многоступенчатая выборка?
11. Назовите виды наблюдения, применяемые в социологии.
12. назовите все виды интервью и охарактеризуйте их.
Литература:
1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1988
2. Зайцев А.К. Социолог на предприятии. – Калуга: 1993
3. Заленская Е.Б. Методика социологического исследования. – Керчь: КМТИ, 1997
4. Заленская Е. Б. Социология. Конспект лекций. – Керчь: КМТИ, 2004
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.