Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине "Социология", страница 8

11.  Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. – М.:, 1986.

12.  Реан А.А.,  Коломинский Я.А. Социальная психология. – СПб.: «Питер». 1999

13.  Социология культуры и образования // Назарова Н.С. Социология. – Одесса. 1992. с. 140-143

14. Троц М. Социология образования // Американская социология. М.:, 1939

15. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.:, 1980

16.  Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социс. 1994. №12

17. Шуплина Е.А. Вопрос методики социологического исследования самообразования // Социс. 2000. №10

18. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.:, 1986

Тема 9: Социологическое исследование

План:

1. Программа социологического исследования.

2. Измерение социальных характеристик.

3. Выборочный метод в социологии.

4. Методы сбора социологической информации.

Методические рекомендации:

Данная тема посвящена эмпирической социологии.

При рассмотрении программы социологического исследования следует обратить внимание на алгоритм или логику его проведения. В начале формулируется проблема, определяется объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза. Затем проводится определение и интерпретация основных понятий и  проводится анализ предмета исследования.

Интерпретация и операционализация основных понятий является предпосылкой поиска количественных способов отражения свойств и сторон исследуемого объекта, т.е. измерения.

Измерение в социологии (шкалирование) проводится с помощью различных шкал. Основные из них: номинальная, ранговая, интервальная. Используемая в измерении шкала должна обладать такими свойствами как валидность, надежность и чувствительность.

Чаще всего объект изучения в социологическом исследовании является очень большим (население Крыма, учащиеся ВУЗов Украины, рабочие крупного завода и т.д.)

В таких случаях применяется выборочный метод, т.е. для генеральной совокупности строятся выборки. Они делятся на случайные (вероятностные) и неслучайные (механическая, серийная, гнездовая).

После построения выборочной совокупности начинается работа с ней, т.е. получение необходимой информации. Для этого чаще всего используется наблюдение, опрос (интервьюирование и анкетирование), анализ документов и эксперимент. И, наконец, на завершающем этапе вся полученная информация обрабатывается для получения выводов либо подтверждающих выдвинутую гипотезу, либо опровергающие ее. В последнем случае выдвигается другая гипотеза и проводится новое исследование.

Вопросы для самоконтроля:

1.  Что такое программа социологического исследования и каково ее содержание?

2.  Дайте определение понятию «проблема» и приведите примеры, проблем, рассматриваемых в социологии.

3.  Чем различается теоретическая и оперативная дефиниция понятий?

4.  Что такое системное представление предмета исследования?

5.  Что такое индикатор операционального понятия? Приведите примеры.

6.  Назовите типы шкал наиболее часто используемых социальных явлений и охарактеризуйте их.

7.  От чего зависит валидность шкалы измерения?

8.  На чем основывается процесс выборки?

9.  Дайте определение генеральной и выборочной совокупностей.

10. Что такое многоступенчатая выборка?

11. Назовите виды наблюдения, применяемые в социологии.

12. назовите все виды интервью и охарактеризуйте их.

Литература:

1.  Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1988

2.  Зайцев А.К. Социолог на предприятии. – Калуга: 1993

3.  Заленская Е.Б. Методика социологического исследования. – Керчь: КМТИ, 1997

4.  Заленская Е. Б. Социология. Конспект лекций. – Керчь: КМТИ, 2004