4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во Рост. Ун-та, 1979
5. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование и демократия //Социально-гуманитарные знания, 2005, № 1
6. Демидов А.В. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе //Социс, 1998, № 4
7. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе //Социс, 2004, № 7
8. Горностаева М.В. Искусство как социологическое явление //Социс, 2004, № 4
9. Ефимов И. Традиционная культура //Социс, 2004, № 7
10. Колесник И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов //Социс, 1999, № 1
11. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений //Социс, 1993, № 11
12. Козлова О.Н. Сущность и структура культуры //Социально-гуманитарные знания, 2004, № 6
13. Лісовий В. Культура та цивілізація //Філософська і соціологічна думка, 1993, № 1
14. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: Наука, 1983
15. Миголатьев А.А. Функции культуры //Социально-гуманитарные знания. 2003, № 3
16. Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994
17. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи //Социс, 2005, № 1
18. Смирнова Е.Э. Социальная норма //Социс, 1999, № 1
19. Петров В.Н. Проблемы толерантности в России //Социс, 2003, № 7
20. Осинский Н.С. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции //Социс, 2001, № 3
Тема 5: Социология социализации
План:
1. Понятие о социализации
2. Теории развития личности
3. Агенты социализации
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на двойственность понятия «социализация», т.к. оно обозначает и внутренний, психологический процесс изменения личности и все воздействия со стороны общества, которые направляют эти внутренние изменения. Следует также отметить роль социализации в продолжении и развитии культуры общества, а также те основные точки отсчета, которые направляют этот процесс.
Во втором вопросе следует обратить внимание на механизмы, которыми различные авторы определяют как развитие личности в целом, так и развитие ее основных составляющих (познавательные процессы, нравственность, характер, мировоззрение и пр.)
В третьем вопросе внимание должно быть сконцентрировано на роли семьи и других социальных институтов а развитии личности, а также необходимо выделить обоснование того, какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на развитие личности в различные возрастные периоды. Необходимо также рассмотреть, как воздействуют на процесс социализации агенты социализации в различных культурах.
Вопросы для самоконтроля.
1. Чем отличаются понятия «социализация» и «воспитание»?
2. Перечислите существующие в западноевроперской культуре образы новорожденного ребенка и соответствующие им стратегии воспитания.
3. Назовите элементы «зеркального Я», выделенные Ч.Кули.
4. Какие новообразования появляются в поведении ребенка на имитационной, игровой стадии и стадии коллективных игр (концепция Г. Мида)?
5. Раскройте механизм социализации на основе взаимодействия элементов структуры личности, выделенных З. Фрейдом.
6. Дайте характеристику стадий интеллектуального развития (Ж. Пиаже).
7. Что лежит в основе нравственного развития личности, по мнению Л. Колберга?
8. Чем отличается социализация взрослых от социализации детей?
9. Дайте генезис развития родительства как агента социализации.
10.Назовите реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка.
11.Каковы основные трудности социализации в юношеском возрасте?
12.Какие критерии соответствия молодого человека статусу взрослого выделены в социологии?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.