Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине "Социология", страница 4

4.  Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во Рост. Ун-та, 1979

5.  Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование и демократия //Социально-гуманитарные знания, 2005, № 1

6.  Демидов А.В. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе //Социс, 1998, № 4

7.  Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе //Социс, 2004, № 7

8.  Горностаева М.В. Искусство как социологическое явление //Социс, 2004, № 4

9.  Ефимов И. Традиционная культура //Социс, 2004, № 7

10. Колесник И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов //Социс, 1999, № 1

11. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений //Социс, 1993, № 11

12. Козлова О.Н. Сущность и структура культуры //Социально-гуманитарные знания, 2004, № 6

13. Лісовий В. Культура та цивілізація //Філософська і соціологічна думка, 1993, № 1

14. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: Наука, 1983

15. Миголатьев А.А. Функции культуры //Социально-гуманитарные знания. 2003, № 3

16. Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994

17. Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи //Социс, 2005, № 1

18. Смирнова Е.Э. Социальная норма //Социс, 1999, № 1

19. Петров В.Н. Проблемы толерантности в России //Социс, 2003, № 7

20. Осинский Н.С. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции //Социс, 2001, № 3

Тема 5: Социология социализации

План:

1. Понятие о социализации

2. Теории развития личности

3. Агенты социализации

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на двойственность понятия «социализация», т.к. оно обозначает и внутренний, психологический процесс изменения личности и все воздействия со стороны общества, которые направляют эти внутренние изменения. Следует также отметить роль социализации в продолжении и развитии культуры общества, а также те основные точки отсчета, которые направляют этот процесс.

Во втором вопросе следует обратить внимание на механизмы, которыми различные авторы определяют как развитие личности в целом, так и развитие ее основных составляющих (познавательные процессы, нравственность, характер, мировоззрение и пр.)

В третьем вопросе внимание должно быть сконцентрировано на роли семьи и других социальных институтов а развитии личности, а также необходимо выделить обоснование того, какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на развитие личности в различные возрастные периоды. Необходимо также рассмотреть, как воздействуют на процесс социализации агенты социализации в различных культурах.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Чем отличаются понятия «социализация» и «воспитание»?

2.  Перечислите существующие в западноевроперской культуре образы новорожденного ребенка и соответствующие им стратегии воспитания.

3.  Назовите элементы «зеркального Я», выделенные Ч.Кули.

4.  Какие новообразования появляются в поведении ребенка на имитационной, игровой стадии и стадии коллективных игр (концепция Г. Мида)?

5.  Раскройте механизм социализации на основе взаимодействия элементов структуры личности, выделенных З. Фрейдом.

6.  Дайте характеристику стадий интеллектуального развития (Ж. Пиаже).

7.  Что лежит в основе нравственного развития личности, по мнению Л. Колберга?

8.  Чем отличается социализация взрослых от социализации детей?

9.  Дайте генезис развития родительства как агента социализации.

10.Назовите реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка.

11.Каковы основные трудности социализации в юношеском возрасте?

12.Какие критерии  соответствия молодого человека статусу взрослого выделены в социологии?